СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Актуальность модуля Цель и задачи модуля Объем занятий Планируемые результаты Организационные условия Расписание занятий Календарно-тематическое планирование Оценочные материалы Методические материалы Глоссарий 2 3 4 5 5 7 7 8 22 24 24 1. АКТУАЛЬНОСТЬ МОДУЛЯ Познание - увлекательная вещь, независимо от того, что думают учителя, а все маленькие дети это знают. Дети очень любопытны, они хотят знать обо всём, они хотят знать прямо сейчас, и, совсем не имея своего суждения, они хотят знать обо всём без исключения. И часть этого всего - математика. Существуют две жизненно важные причины, по которым маленькие дети должны заниматься математикой. Первая причина очевидна и менее важна: занятия математикой связаны с высочайшими функциями человеческого мозга, т.к. ни одно живое существо, кроме человека, не может обучаться математике. Занятия математикой - одна из наиболее жизненно важных функций человека, поскольку в наше время она крайне необходима для существования в цивилизованном человеческом обществе. С раннего детства и до самой старости мы связаны с математикой. Вторая причина более важна. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. В системе дополнительного образования занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др. Новизна модуля «Математика» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает латентное, реальное и опосредованное обучение. Латентное (скрытое) обучение обеспечивается накоплением чувственного и информационного опыта. Оно организуется через обогащенную предметную среду, специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную, учебную нематематическую), продуктивную деятельность, интеллектуальное общение со взрослыми, знакомство с художественной и познавательной литературой, наблюдении за явлениями окружающей действительности и деятельностью взрослых. Реальное (прямое) обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность группы детей. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им устанавливаются важнейшие закономерности. Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемных ситуаций (деловых игр), совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных праздников и досугов. При этом легко достигается индивидуальная дозировка в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий. 3 Актуальность модуля «Математика». В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 3-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе. Занятия модуля "Математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка. Модуль опирается на программу "Математические ступеньки" Е.Л. Колесниковой, предусматривающая обучение математике через игровую деятельность. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОДУЛЯ Цель: развитие математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей кругом необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей (количество, число, порядок, равенство - неравенство, целое - часть, величина - мера и др.), а также некоторых умений и навыков (счет, измерение, классификация и др.). 4 Задачи: обучающие: - учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации и сериации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания; - учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям; - формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени; развивающие: - развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация); - развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения; - развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи занимательные, практические, игровые; воспитательные: - воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности; - воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности. 3. ОБЪЕМ ЗАНЯТИЙ Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в соответствии с Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Возраст 3-4 года младшая группа 4-5 лет средняя группа 5-6 лет старшая группа 6-7 лет Подготовительная группа Максимально допустимый объём занятий в неделю/месяц 15 минут 60 минут 20 минут 80 минут 25 минут 100 минут 30 минут 120 минут 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу 1 года обучения ребенок может: - сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме, цвету; 5 - понимать смысл обозначений: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа; на, над - под; слов: утро, вечер, день, ночь; - определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше; столько же; - решать доступные занимательные и игровые задачи; - проявлять интерес, любопытство к познанию окружающего мира. К концу второго года ребенок может: - различать части предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение); устанавливать размерные отношения между 3 - 5 предметами; - считать до 5, сравнивать количество предметов в группах на основе счета, приложения предметов друг к другу, поштучного соотнесения предметов; - различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; различать части суток; правую и левую руки; - использовать в активной речи понятия, обозначающие размерные отношения предметов; - решать задачи на сообразительность, рассуждает при их решении; - интересоваться окружающим миром, проявлять активность в его исследовании; К концу третьего года ребенок может: - выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и свойства, сравнивать части на основе счета предметов в пределах 10; - правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: "Сколько?", "Который по счету?"; понятиями (части суток, дни недели, месяцы, времена года, геометрические понятия, мера длины - сантиметр); - владеть навыками соизмерения предметов по длине, правильно используя термины при сравнении предметов по величине; - сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, опираясь на наглядность; устанавливать равенства, уравнивать предметы двумя приемами (удаление и прибавление единицы); - самостоятельно составлять алгоритмы, поясняя свои действия; - проявлять инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывать помощь сверстникам. К концу четвертого года ребенок может: - самостоятельно объединять различные группы предметов по общему признаку, устанавливать связи и отношения между целым множеством и его частями, применяя счетные навыки (в пределах 10 и дальше); - правильно использовать термины при сравнении предметов по длине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своих действий; - знать геометрические фигуры и их разновидности, общие свойства, выполнять их классификацию по разным основаниям, охотно объясняя свои действия; - составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками (+, -, =); - иметь развитые навыки мыслительной и учебной деятельности; - проявлять интерес к играм интеллектуального характера, решать задачи на сообразительность, рассуждать при их решении, доказывать полученный результат. 6 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ Педагогическую деятельность осуществляют педагогические работники детского сада: воспитатели, музыкальные руководители, учителя – логопеды, учителя – дефектологи, педагоги – психологи, которые комплексно взаимодействуют и включают конструктивную деятельность в другие виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Педагоги и специалисты детского сада: - проводят игры – занятия; - составляют планы и программы игр – занятий, обеспечивают их выполнение; - организуют проектную деятельность; - создают условия для развития познавательно – исследовательской деятельности; - обеспечивают соблюдение прав и свобод обучающихся; - обеспечивают охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса; - обеспечивают при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Работа развитию инженерного мышления проводится по нескольким направлениям: информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей, консультирование – помощь в разрешении проблем. Деятельность предполагает применение различных форм (фронтальная, групповая, индивидуальная) организации обучения. На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности: - наглядные (демонстрация наглядных пособий); - практические (упражнение, экспериментирование, моделирование); - игровые (дидактические игры, ролевые игры); - словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы). Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации (деловые игры), совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных праздников и досугов. 6. РАСПИТАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОЗРАСТ 3-4 года (младшая группа) 4-5 лет (средняя группа) 5-6 лет (старшая группа) 6-7лет (подготовительная группа) ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОС ТЬ (МИН.) 15 20 25 30 7 ВРЕМЯ ДЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ 15.30 – 15.45 15.30 -15.50 15.40 – 16.05 Вторник Среда Четверг 15.40 – 16.10 Понедельник 7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематические планы занятий (Младший дошкольный возраст 3-4 года) Занятие Количество и счет Величина Геометрические фигуры 1 2 3 4 1 Один, много Большой, маленький 2 3 Число один Один, много 4 Число один 5 Один, много 6 7 Число один Один, много 8 Число один Ориентировка во в времени пространстве 5 6 Сентябрь Утро Круг День Утро Круг Октябрь День Большой, маленький Высокий, низкий, Большой, маленький Вечер Круг Ночь Вечер Круг Ночь Высокий, низкий, Большой, маленький Ноябрь 9 Число два Слева, справа. На, под 10 11 Число два Число два Треугольник 12 Число два 13 Число три 14 Число три 15 Число три 16 Число три 17 Сравнение чисел два и три Треугольник Декабрь Большой, Треугольник меньше, маленький Большой, маленький, меньше Большой, Треугольник меньше, маленький Большой, маленький, меньше Январь Большой, меньше, маленький, 8 Осень Осень Слева, справа. На, под Число два Наверху, внизу слева, справа Наверху, внизу слева, справа самый маленький 18 19 Число четыре Сравнение чисел два и три 20 Число четыре 21 22 Число четыре Сравнение чисел три и четыре Число четыре Сравнение чисел три и четыре 23 24 Квадрат Зима Большой, меньше, маленький, самый маленький Квадрат Февраль Квадрат Прямоугольник Зима Квадрат Прямоугольник Март 25 Число пять 26 Число пять 27 Число пять 28 Число пять 29 Сравнение чисел четыре и пять Большой, меньше, маленький, самый маленький Весна Утро, день, вечер, ночь Весна Большой, меньше, маленький, самый маленький Утро, день, вечер, ночь Апрель Овал Овал 30 31 Сравнение чисел четыре и пять Осень, зима, весна Слева, справа Осень, зима, весна Слева, справа Овал Овал 32 Май 9 33 Сравнение чисел четыре и пять Овал Овал Осень, Слева, справа зима, весна Педагогическая диагностика/ Итоговое мероприятие 34 35 36 Тематические планы занятий (Младший дошкольный возраст 4-5 лет) Заняти е Количество и счет Величина Геометрически е фигуры 1 2 3 4 1 Один, много, сравнение, множество, соответствие Сравнение чисел три и четыре, счет по образцу, математическая загадка Соотнесение чисел и количества предметов Счет по образцу, сравнение чисел четыре и пять 2 3 4 5 Цифра 1 6 Цифра 1 7 Цифра 2 8 Цифра 2 9 Цифра 3, Ориентировка во в пространстве времени 5 6 Сентябрь Большой, Круг маленький Большой, меньше, самый маленький Осень Справа, слева Части суток Слева, посередине, справа Квадрат Октябрь Круг, квадрат Большой, меньше, маленький, одинаковог о размера Слева, посередине, справа Треугольник Вчера, сегодня, завтра Короткий, длинный Овал Ноябрь Осень 10 Далеко, дальше, близко, ближе 10 11 12 соотнесение цифры и количества предметов Цифры 1 - 3 Соотнесение цифры и количества предметов, сравнение чисел три и четыре Независимость числа от пространственног о расположения предметов, счет по образцу, сравнение смежных чисел, три и четыре Высокий, низкий Широкий, узкий Прямоугольник Круг, овал Пространственн ое расположение предметов относительно себя Декабрь 13 Цифра 4 14 15 Цифры 1 - 4 Цифры 1 – 4, счет по образцу, сравнение чисел три и четыре Соотнесение цифры и количества предметов 16 Большой, меньше, еще меньше, маленький, самый маленький Влево, вправо Далеко, близко Квадрат, прямоугольник Зима, весна, лето, осень Наверху, внизу, слева, справа, под Январь 17 Цифра 5 18 Цифра 5, сравнение чисел четыре и пять 19 порядковые числительные Слева, посередине, справа Соотнесение формы предметов с геометрическим и фигурами Соотнесение формы предметов с геометрическим 11 Быстро, медленн о 20 Порядковые числительные, независимость числа от пространственног о расположения предметов Сравнение предметов по величине и фигурами Сравнение знакомых предметов с геометрическим и фигурами Февраль 21 22 23 24 Независимость числа от величины предметов, порядковый счет Цифры 1 – 5, счет по образцу, соотнесение цифры с числом Порядковые числительные, соотнесение цифры и количества предметов Соотнесение цифры и количества предметов Широкий, уже, еще уже, самый узкий Шар, куб, цилиндр Вчера, сегодня, завтра Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник Слева, посередине, справа Март 25 26 27 28 Порядковые числительные, счет по образцу, соотнесение цифры и количества предметов Независимость числа от пространственног о расположения предметов, математические загадки Порядковый счет Влево, вправо Сравнение предметов по величине (развитие глазомера) Пространственн ое расположение предметов относительно себя Счет по образцу, числа и цифры 1 – 5, соотнесение 12 цифры и количества предметов Апрель 29 Цифры 1 – 5, порядковый счет 30 Соотнесение цифры и количества предметов, счет по образцу Соотнесение цифры и количества предметов, математические загадки Цифры 1 – 5, математические загадки 31 32 33 34 35 36 Слева, справа, наверху, внизу (на листе бумаги) Сравнение реальных предметов с геометрическим и фигурами Слева, справа широкий, узкий Времена года Май Сравнение реальных предметов с геометрическим и фигурами Соотнесение цифры и количества предметов, счет по образцу Соотнесение Слева, цифры и справа количества предметов, математические загадки Педагогическая диагностика / Итоговое мероприятие Тематические планы занятий (Старший дошкольный возраст 5-6 лет) Занятие Количество и счет Величина Геометрические фигуры 1 2 3 4 Ориентировка во в времени пространстве 5 6 Сентябрь 1 Число и цифра 1 2 Число и цифра 2, знаки +, = Большой, меньше, маленький Сентябрь Соотнесение формы предмета с геометрической 13 Ориентировка на листе бумаги 3 4 фигурой Квадрат, работа в тетради в клетку Числа и цифры 1 – 3, соотнесение цифры и количества предметов Числа и цифры 1 – 4, соотнесение цифры и количества предметов, работа в тетради в клетку Круг Октябрь 5 6 7 8 9 10 Числа и цифры 1 – 5, знаки +,=, независимость числа от величины предметов, составление числа 5 из двух меньших Число и цифра 6, знаки +,=, составление числа шесть из двух меньших Октябрь Длинный, короче, еще короче, самый короткий Числа и цифры 4 – 6, знаки =, >, <, независимость числа от расположения предметов Числа и цифры 4 -6, соотнесение числа, цифры и количества предметов, математические загадки Числа и цифра 0 – 5, знак – (минус) Числа и цифры 0, 4 – 6, установление равенства между Квадрат, треугольник Ноябрь Дорисовывание геометрических фигур Ноябрь Слева, справа, впереди, сзади 14 11 двумя группами предметов, соотнесение цифры и количества предметов, знаки <, > Число и цифра 7, знаки +, =, математическая загадка, порядковый счет 12 Числа и цифры 1 – 7, составление числа семь из двух меньших 13 Числа и цифры 1 – 8, знаки +, Порядковый счет, составление числа восемь из двух меньших примеры на сложение и вычитание Часть и целое Прямоугольник, выкладывание прямоугольников из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на две, четыре части Дни недели Декабрь 14 15 Декабрь Деление предмета на четыре части Овал 16 Знаки <, >, порядковый счет 17 Числа и цифры 1 –9 Высокий, низкий 18 Порядковый счет, сравнение смежных чисел Число десять Часть и целое 19 20 Цифра 1 – 10, составление числа десять из Положение предмета относительно себя и другого лица Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг Январь Дни недели, январь Квадрат Выкладывание из счетных палочек трапеции, лодки, работа в тетради в клетку Круг, треугольник, квадрат, трапеция 15 двух меньших 21 22 23 24 25 26 27 28 29 соотнесение числа и цифры, математическая задача, знаки +, Арифметические задачи на сложение и вычитание, порядковый счет Примеры на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших Соотнесение цифры и количества предметов, знаки <,> Примеры на сложение и вычитание арифметическая Большой, задача на меньше, вычитание, маленький, соотнесение самый числа и цифры, маленький работа в тетради в клетку Арифметические задачи на сложение и вычитание, порядковый счет, математическая загадка Математическая загадка, составление числа десять из двух меньших Арифметические задачи на сложение и вычитание Февраль Работа в тетради в клетку Февраль Работа со счетными палочками Круг, прямоугольник Круг, треугольник, прямоугольник, трапеция Март Четырехугольники, шестиугольник Треугольник Работа в тетради в клетку Дни недели Март Части чуток Дни недели, времена года Круг, овал, треугольник Апрель Круг, квадрат, прямоугольник 16 Ориентировка на листе бумаги Апрель 30 31 Порядковый счет, составление числа десять из двух меньших Порядковый счет, математическая загадка Рисование предмета из заданных фигур Работа в тетради в клетку Треугольник, круг, трапеция, символические изображения предметов из счетных палочек 32 Арифметические задачи на сложения и вычитания, примеры, соотнесение цифры и количества предметов, стихи о цифрах с 1 до 10 33 Порядковый счет, математическая загадка 34 Арифметические Март, задачи на апрель, сложения и май вычитания, примеры, соотнесение цифры и количества предметов, стихи о цифрах с 1 до 10 Педагогическая диагностика/ Итоговое мероприятие 35 36 Март, апрель, май Май Треугольник, круг, трапеция, символические изображения предметов из счетных палочек Тематические планы занятий (Старший дошкольный возраст 6-7 лет) Заняти е Количество и счет Величин а Геометрически е фигуры 1 2 3 4 17 Ориентировка во времени в пространств е 5 6 1 2 3 4 Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <, >, работа со счетными палочками Знаки =,-, +, математическая задача Сентябрь Квадрат, прямоугольник Сравнени е предмето в Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственног о расположения предметов Знаки <,>,+,-, соотнесение цифры и количества предметов, составление числа их двух меньших Ориентировк а на листе бумаги Сравнение предметов с фигурами Части суток Треугольник, трапеция Октябрь 5 6 7 8 Соотнесение цифры и количества предметов, математическая загадка Соотнесение цифры и количества предметов Порядковый счет, счет по названному количеству, составление числа из двух меньших Арифметические задачи, решение примеров Ознакомлени е с часами Дни недели Положение предмета относительно себя и другого лица Овал Измерени е линейкой Ориентировк а на листе бумаги Ноябрь 18 9 Цифры от 1 до 10, число одиннадцать 10 Независимость числа от пространственног о расположения предметов, математическая загадка, отношения между числами, составление числа из двух меньших Число двенадцать 11 12 13 14 15 16 17 Отношения между числами, математическая загадка, составление числа их двух меньших Число тринадцать, математическая задача, решение примеров Решение примеров, знаки +,-, соотнесение цифры и количества предметов Число четырнадцать Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, составление числа из двух меньших Число Часы, определение времени по числам Рисование символического изображения животных Дорисовывание кругов до знакомых предметов Измерени е длины отрезка Определение времени по часам Осенние месяцы Декабрь Рисование в тетради в клетку Выше, глубже Элементы треугольника (вершины, стороны, углы) Дни недели Дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов Январь Рисование 19 18 19 пятнадцать, соотнесение цифры и количества предметов Числа от одного до пятнадцати, решение примеров Число шестнадцать 20 Математическая загадка, знаки +,-, составление числа из двух меньших 21 Число семнадцать, решение примеров, счет по образцу и названному числу Число семнадцать символического изображения кошки Дорисовывание овалов до знакомых предметов Измерени е длины Определение времени по часам Дорисовывание треугольников до знакомых предметов Февраль 22 23 24 Часы (стрелки, циферблат) Рисование символического изображения собачки вершины, стороны, углы Число восемнадцать, составление числа из двух меньших, счет по названному числу Число восемнадцать, решение примеров Времена года Март 25 26 27 Число девятнадцать, составление числа из двух меньших чисел Число девятнадцать Ориентировк а на листе бумаги Сравнени е предмето в по величине Измерени е линейкой Дорисовывание квадратов до знакомых предметов Число двадцать, решение примеров и 20 Ориентировк а на листе бумаги 28 арифметических задач Решение арифметических задач и примеров Измерени е линейкой Ориентировк а на листе бумаги, работа в тетради в клетку Апрель 29 30 31 32 Знаки +, -, математическая загадка, соотнесение цифры и количества предметов Соотнесение числа и количества предметов, решение примеров Соответствие между цифрой и количеством предметов Задача – шутка, решение примеров, математическая загадка Измерени е линейкой Определение времени по часам Квадрат, треугольник, прямоугольник Дни недели Ориентировк а относительно другого лица Весенние месяцы Май 33 34 35 Соответствие Ориентировк между цифрой и а количеством относительно предметов другого лица Задача – шутка, Летние решение месяцы примеров, математическая загадка Педагогическая диагностика/ Итоговое мероприятие 21 8. ОЦЕННОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ виды контроля содержание методы сроки контроля Вводный Области интересов и склонностей Беседы, наблюдение Сентябрь Текущий Освоение материала по темам Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения В течение года Творческий потенциал воспитанников Наблюдение, игры В течение года Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю Наблюдение Коррекция Успешность выполнения воспитанниками задач тематического плана Индивидуальные занятия, помощь в самореализации В течение года Итоговый Контроль выполнения поставленных задач, уровень творческого развития и самостоятельности Презентация проектов Май Критерии Познавательно – исследовательска я деятельность В течение года Показатели Форма Проявление показателя Сформирован В стадии формирования Не сформирован Самостоятельно складывает предмет из геометрических фигур, ориентируясь на контурный рисунок Складывает предмет из геометрических фигур с помощью схемы Не выполняет задание или складывает предмет из геометрически х фигур по схеме с помощью взрослого 22 Самостоятельно по заданию вырезает заготовки и выкладывает последовательност ь по уменьшению На начальном этапе выполнения задания требуется помощь воспитателя, но без ошибок выкладывает последовательност ь по уменьшению Количество и счет Самостоятельно считает в пределах десяти в прямом и обратном порядке, определяет место того или иного числа в ряду (1020) по отношению к предыдущему числу, различает количественный и порядковый счет в пределах десяти, составляет числа из двух меньших, правильно отвечает на вопросы. С помощью взрослого считает в пределах десяти в прямом и обратном порядке, определяет место того или иного числа в ряду (10- 20) по отношению к предыдущему числу, различает количественный и порядковый счет в пределах десяти, составляет числа из двух меньших, правильно отвечает на вопросы. Задание выполняет с помощью воспитателя Ориентировк ав пространстве Самостоятельно ориентируется на листе бумаги, определяет словом положение предмета относительно себя С помощью взрослого ориентируется на листе бумаги, определяет словом положение предмета относительно себя Задание выполняет с помощью воспитателя Величина 23 Задание выполняет с помощью воспитателя Ориентировк а во времени Самостоятельно последовательно называет части суток, дни недели, времена года, месяца С помощью взрослого последовательно называет части суток, дни недели, времена года, месяца Задание выполняет с помощью воспитателя 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 1. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 2. Колесникова Е.В. Математика для детей 3 -4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». – М.: ТЦ Сфера, 2016. 3. Колесникова Е.В. Математика для детей 4 -5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». – М.: ТЦ Сфера, 2016. 4. Колесникова Е.В. Математика для детей 5 - 6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». – М.: ТЦ Сфера, 2016. 5. Колесникова Е.В. Математика для детей 6 - 7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». – М.: ТЦ Сфера, 2015. 10. ГОЛОССАРИЙ 1. «Математическое развитие» - это качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. 24