СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Наименование раздела № Стр. п\п 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 3 2 Глава 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 8 Пояснительная записка. 8 Цель и задачи Программы. 10 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. 11 Принципы и подходы к формированию Программы. 16 Планируемые результаты освоения дополнительной 17 Программы. 3 Мониторинг результатов освоения Программы. 20 Глава 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 24 2.1. Содержание образовательной Программы; приоритетные 24 направления деятельности. 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства 4 реализации Программы. 29 2.3. Способы поддержки детской инициативы. 33 2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников. 34 Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ 36 УСЛОВИЯ 3.1. Материально-техническое обеспечение методическими материалами и средствами обучения. Кадровое обеспечение. 36 3.2. Распорядок дня. 38 3.3. Календарный учебный график. Учебный план. 39 3.4. Организация развивающей предметно-пространственной 5 среды. 41 ПРИЛОЖЕНИЯ 44 2 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Дополнительная общеразвивающая программа Программы логопедической помощи «Речевой островок» Вид программы Дополнительная общеразвивающая программа Подвид Дополнительное образование детей по программы Направленность Социально-педагогическая Программы Нормативно- Федеральный уровень: правовая база Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989). Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Трудовой кодекс РФ. Приказ Минобразования от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Концепция содержания (дошкольное и непрерывного начальное звено) образования (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003г.). Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 295). Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 «О 3 мероприятиях по реализации государственной социальной политики». СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ от 30.08.2013г. № 1014). Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" Региональный уровень: Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78ОЗ «Об образовании в Свердловской области». Программа «Развитие системы общего образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014 – 2016 годы» (утв. Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 01.11.2013г. № 3755). Уровень ДОУ: Устав МБДОУ-детский сад №15 Локальные акты, регламентирующие деятельность учреждения. Цель создать условия для полноценного речевого развития детей в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 4 Задачи Образовательные: программы - формировать и закреплять навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитывать связи между звуком и его буквенным обозначением; - формировать, развивать слухо-зрительно координацию; - формировать грамматическую сторону речи Развивающие: - развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; - развивать слуховое внимание и фонематический слух; - развивать звуковой, тембровый, динамический слух; - развивать общую и тонкую моторики, кинестетические ощущения, мимику, пантомимику, пространственную ориентацию; - приобщить к словесному искусству, как к средству развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру; - обогатить и активизировать словарь; - развивать связную речь. Воспитательные: - воспитывать звуковую культуру речи; - воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое. Целевые Дети 3-4, 4-5 и 5-7 лет группы Исполнители Администрация МБДОУ-детский сад №15 5 основных Педагог дополнительного образования мероприятий Программы Ожидаемые результаты - владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; - проявляет инициативу в общении; - понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы; - фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; - правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; - владеть навыками диалогической и монологической речи; - грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; - сформировано речевое дыхание; - использовать различной в спонтанной обращении лексико-грамматических (существительных, глаголов, наречий, слова категорий прилагательных, местоимений и т.д.) - пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать); - владеть элементарными графическими навыками; - уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги; - развито воображение и ассоциативно-образное мышление. 6 Сроки 4 года реализации Система Общий контроль реализации Программы осуществляет организации заведующий МБДОУ-детский сад №15 контроля Оперативный исполнения заведующего контроль – заведующий, заместитель Программы 7 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная записка Данная программа является дополнительной общеразвивающей программой для речевого развития детей от 3 до 7 лет и определяет комплекс основных характеристик дополнительного образования с детьми дошкольного возраста в МБДОУ (объем, содержание и планируемые результаты), организационнопедагогические условия образовательного процесса по развитию речи. Программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста педагог дополнительного образования по логопедической помощи создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого- педагогические условия, обеспечивающие речевое развитие детей, развитие их инициативы и навыков речевой коммуникации на основе логопедической помощи, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития. Основой для разработки программы дополнительного образования являются: «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: Просвещение, 2009г. Н.В. Нищева«Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи». Спб.: Детство-пресс, 2003 г. Н. В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. 8 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования от 30 августа 2013 г. N 1014; Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" от 15 августа 2013 г. N 706 г.; СанПиН 2.4.1.3049-13. В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о том, что вокруг нас. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задаватьвопросы, сравнивать предметы выделять и явления, главное, у нихне сформирована привычка к элементарному контролю над собой, им трудно выразить свои мысли и чувства словами. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Целью специальных 9 занятий должна стать помощь в усвоении ребёнком речи и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения. Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. 1.2. Цели и задачи программы Цель: создать условия для полноценного речевого развитиядетей в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основными задачами развития речи детей являются: Образовательные: - формировать и закреплять навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитывать связи между звуком и его буквенным обозначением; - формировать, развивать слухо-зрительно координацию; - формировать грамматическую сторону речи Развивающие: - развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; - развивать слуховое внимание и фонематический слух; 10 - развивать звуковой, тембровый, динамический слух; - развивать общую и тонкую моторики, кинестетические ощущения, мимику, пантомимику, пространственную ориентацию; - приобщить к словесному искусству, как к средству развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру; - обогатить и активизировать словарь; - развивать связную речь. Воспитательные: - воспитывать звуковую культуру речи; - воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое. 1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей Данная Программа по развитию речи ориентирована на детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет. Возраст от 3 до 7 лет – это период интенсивного развития всех органов и систем, период бурного роста. Физическое развитие ребенка опережает нервно-психическое. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, поэтому дети в данном возрасте в высокой степени возбудимы. Уровень произвольного поведения невысокий, дети импульсивны и несдержанны. Внимание дошкольников непроизвольно, неустойчиво, ограниченно по объему. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время эмоциональностью восприятия. Произвольное внимание и мышление развиваются вместе с другими функциями и во преимущественно взаимосвязи с речью. наглядно-образный Память характер. в этот Безошибочно период имеет запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Податливость, 11 доверчивость и внушаемость дошкольников, склонность к подражанию, авторитет педагога создают благоприятные предпосылки для становления личности, основ нравственного поведения. Формируются элементы социальных чувств, навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, общественное мнение, формируются основы самосознания и индивидуальности, приобщение к общечеловеческим ценностям. Характеристика речевого развития детей 3 - 4 лет в норме Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку. Звукопроизношение.Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно, произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал). Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман»,температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам. Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два).Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост). Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные 12 употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода»,«бОлит рука». Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку. Характеристика речевого развития детей 4 - 5 лет в норме На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко, произносить все звуки в составе слов и предложений. Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом. Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как 13 назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода»,«болит рука». Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Характеристика речевого развития детей 5 - 7 лет в норме Развитие речи старшего дошкольного,5 - 6 лет, характеризуется умением связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитием фонематического слуха, что является важнейшим моментом в подготовке к школьному обучению. Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко, произносить все звуки в составе слов и предложений. Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно 14 менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нормализуется темп речи. Формирование навыков звукового анализа.При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте. Словарный запас.После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память - основа пополнения словаря - в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Грамматический строй речи.Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу-хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево - дерева, карандаши - нет карандашов) и т. д. Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Развивается умение правильно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. Развитие речи детей 6 – 7 лет. В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению. Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне 15 нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. По мнению выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания». Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Словарный запас. Словарь дошкольников шести - семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой. Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки исключениями: могут некоторые оставаться глагольные в употреблении формы форм, спряжений являющихся (ехать-ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами. Связная речь.На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки. 1.4. Принципы и подходы к реализации Программы 16 - На занятиях по развитию речи соблюдаются основные педагогические принципы: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования); - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество Организации с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и речевых действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учет этнокультурной ситуации развития детей; - принцип систематичности и последовательности: постановка задач речевого развития осуществляется в логике «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических и речевых навыков и навыков при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному развитию детей, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. 1.5. Планируемые результаты освоения Программы. Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на каждом возрастном этапе освоения дополнительной программы по 17 развитию речи. Младший возраст: - ребенок включен в общение; - ребенок может обращаться с вопросами и просьбами- ребенок проявляет интерес к стихам, чистоговоркам, сказкам; - ребенок сопровождает речью игровые движения; - ребенок слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения; - ребенок владеет диалогической речью; - умеет сравнивать предметы, находить признаки сходства и отличия, объединяет предметы в группы (одежда, обувь, посуда); - различает гласные и согласные звуки; - правильно ставит ударения в знакомых словах; - ребенок понимает на слух тексты сказок и стихов. Средний возраст: - ребенок сопровождает речью игровые движения; - ребенок слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения; - ребенок владеет диалогической речью; - ребенок понимает на слух тексты сказок и стихов; - ребенок владеет устной речью; - ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; - умеет сравнивать предметы, находить признаки сходства и отличия, объединять предметы в группы (одежда, обувь, посуда); - различает гласные и согласные звуки; - правильно ставит ударения в знакомых словах. Старший возраст: - ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; - ребенок проявляет инициативу в общении; - умеет задавать вопросы, делать умозаключения; 18 - знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи; - составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; - сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; - ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; - у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности; - ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты; - развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими; - ребенок правильно различает звуки на слух, придумывает слова на заданный звук, или с данным звуком; - выделяет звуки из слов, из ряда слогов и звуков; - ребенок произносит сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов, определяет количество слогов в слове, произносит длинные и сложные предложения; - ребенок употребляет в речи простые и сложные предлоги; - ребенок правильно согласовывает части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе); - ребенок образовывает слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро), сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный), глаголы движения с приставками; - сформировано речевое дыхание; 19 - развито воображение и ассоциативно-образное мышление; - ребенок составляет описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывает сказки, логично излагает свои мысли, используя сложные предложения с союзом «а», понимает логико-грамматические конструкции. 1.6. Мониторинг результатов освоения Программы. При реализации дополнительной программы по развитию речи проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий по речевому развитию, лежащей в основе их дальнейшего планирования и выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка). В ходе образовательной деятельности педагог дополнительного образования создает диагностические ситуации и совместно с воспитателями наблюдает за активностью детей в спонтанной и специально организованной речевой деятельности. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1. индивидуализации построения его образования индивидуальных (в том числе образовательных поддержки маршрутов ребенка, и учета особенностей его развития); 2. оптимизации работы с группой детей. Педагогическая оценка - мониторинг результатов освоения Программы 2 раза в год: - в начале года – сентябрь, октябрь; - в конце года – апрель, май. Результаты педагогической диагностики оформляются в таблицы на каждую возрастную группу детей (приложение 1). В конце года на итоговом педагогическом совете заслушивается анализ образовательной деятельности за год по 20 дополнительному образованию детей с целью выявления эффективности педагогической деятельности. Целью определения успешности усвоения данной образовательной программы в начале и в конце года проводится педагогическая диагностика. Для этого мы используем следующие методы: - педагогическое наблюдение; - анализ выполнения тестовых заданий. Детям предлагается набор игровых упражнений, для определения уровня подготовки, результаты фиксируются в таблице. В зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком заданий определены три уровня их оценки: высокий, средний и низкий. Критерии показателей: Высокий уровень – 3 балла; Средний уровень – 2 балла; Низкий уровень — 1 балл. Высокий уровень («В») - ребёнок выполняет задания самостоятельно. Средний уровень («С») - ребёнок выполняет задание с помощью педагога. Низкий уровень («Н»)- ребёнок не может справиться с заданием даже с помощью взрослого. Диагностический материал для детей 3-4 лет Лексическая сторона речи - назвать по три-четыре картинки по следующим лексическим темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, животные; - назвать действия по картинке (ест, спит, играет, рисует, пьёт, гуляет); - назвать признаки по картинкам (красный, синий, зелёный, жёлтый, большой, маленький, сладкий, кислый). Состояние грамматического строя речи 21 1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам): стол-столы, мяч-мячи, дом-дома, кукла-куклы, рука-руки. 2. Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам): красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка. 3. Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (по картинкам), предлоги «в», «на». 4. Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (кот спит - коты спят). Исследование фонетико-фонематической стороны речи 1. Состояние имитационной стороны речи. 2. Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за педагогом односложные, двусложные, трёхсложные слова) 3. Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения). - гласные а, о, у, и, э, ы - твёрдые и мягкие согласные звуки : б, п, м, в, ф, д, т, н, г, к, х - слуховая дифференциация звуков (показать на картинке называемые педагогом предметы: кот-кит, бочка-дочка, миска-киска). - показать собачку, услышав звук р в слове (дом, рак, вода, рыба, банка, труба). Схема обследования детей 4-7 лет(речевой материал усложняется в соответствии с возрастом) Лексическая сторона речи - Назвать по 4-5 имён существительных по предложенным темам: игрушки, посуда, одежда, обувь (4 года); - мебель, овощи, фрукты, птицы (5 лет); - ягоды, насекомые, животные, транспорт (6 лет). 22 - Назвать части тела и части предметов по картинкам (ноги, руки, глаза, уши, живот, грудь, спинка стула, ножки стула и т.д.) - Назвать одним словом, обобщить предметы и объекты, изображённые на картинке:Мяч, кукла, машина-…..игрушки - Рубашка, платье, шорты -… - Стул, стол, шкаф-… - Огурец, помидор, морковь-… - Муха, комар, бабочка-… Глаголы. - 4 года(ответить на вопросы по картинкам): - Что делает мальчик? (ест) - 5 лет: Как передвигаются птицы? (летают) - 6 лет: Ворона каркает, а как подаёт голос кукушка? Врач лечит, а что делает учитель? 1. Имена прилагательные (назвать предъявленные цвета, назвать форму. 2. Состояние грамматического строя речи - Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (стол-столы, рот-рты) - Употребление имён существительных в косвенных падежах (чего нет у мальчика? мяча) - Согласование прилагательных с существительными единственного числа (по картинкам):красный мяч, голубая бабочка). - Употребление предложно-падежных конструкций (Где сидит снегирь? На дереве) - Употребление числительных 2 и 5 с существительными (два кота, пять котов) - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стол-столик). - Образование названий детёнышей животных (у кошки-котёнок) 3. Исследование фонетической стороны речи 23 Исследование звукослоговой структуры слова (повторить за педагогом слова разной слоговой структуры (кот, вода, стук, банка, ступенька, самолёт, погремушка) - Исследование звукопроизношения - 3-4 года: а, у, и, о, э, б, п, м, в, ф,, т, д, н, к, г, х, с, з, ц, ш, ж,ч, щ. - 5-6 лет: те же звуки плюс л, р, й. - 6-7 лет: все звуки. 4. Состояние связной речи Пересказ текста из нескольких предложений. - 6 - 7 лет: составление рассказа по серии сюжетных картинок. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание образовательной Программы, приоритетные направления деятельности. Содержание речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. Планирование занятий по развитию речи осуществляется по тематическому принципу. Прохождение каждой лексической темы может длиться от 2 до 4 недель в зависимости от возраста детей, уровня развития группы в целом и от сложности изучаемой темы. Месяц Младший возраст Средний возраст Старший возраст Октябрь Тема: «Осень. Тема: Тема: «Наступила 1-я Деревья» «Разноцветные осень золотая». краски осени» (природные явления, (сезонные изменения в изменения погоды, природе, приметы растительный мир) неделя осени) 2-я Тема: «Едет с Тема: «Овощи. Тема: «Осенние 24 неделя поля урожай» Огород» (овощи) дары» (овощи, огород) 3-я Тема: «Едет с Тема: «Фрукты. Тема: «Фрукты. неделя поля урожай» Сад» (знакомство с Сад» (фрукты и ягоды) местными и экзотическими) 4-я Тема: «Лес. Тема:«Лес. Грибы Тема:«Лес. Грибы. неделя Грибы» (съедобные и ядовитые) Лесные ягоды. и ягоды» Труд лесника» Ноябрь Тема: «Что мы Тема: «Одежда. Тема: «Одежда. 1-я носим» (одежда, Обувь. Головные Обувь. Головные неделя обувь) уборы» уборы» 2-я Тема: Тема: Тема: 3-я Тема: «Откуда Тема: « Откуда хлеб Тема« Откуда хлеб неделя хлеб пришел?» пришел? Работы на пришел? Работы на селе» селе. Профессии» неделя 4-я Тема: «Помогаю Тема: «Посуда. Тема: « Посуда. неделя маме» (посуда, Профессия повара» Профессия повара» Тема: «Чародейка Тема: «Зима. Тема: « Зима. зима» (сезонные Зимующие птицы» Зимующие птицы» изменения в (сезонные изменения, (красота зимней 1-я природе, деревья явления природы, природы, сезонные неделя зимой) особенности жизни изменения, деревья, птиц зимой) осадки, особенности продукты) Декабрь жизни птиц зимой) 2-я неделя Тема: «Домашние Тема:«Домашние Тема:«Домашние животные и их животные и их животные и их детеныши» детеныши» детеныши» 25 3-я неделя 4-я Тема: «Дикие Тема:« Дикие Тема:«Дикие животные и их животные и их животные и их детеныши» детеныши» детеныши» Тема: «Новый год Тема: «Дети дружат Тема: «Новый год. в семье» (традиции с дедом Морозом» Традиции» празднования нового (безопасное поведение (подготовка, года в семье) зимой); «Животные традиции); Арктики и «Арктика, Антарктики» антарктика, тундра, неделя тайга» Тема: «Дом, в Тема: «Мы живем в Тема: «Мой город. котором я живу» городе» Дом. Мебель» Январь (предметы (достопримечательност 1-я домашнего обихода, и Екатеринбурга, улицы неделя посуда, мебель, города, домашний бытовые приборы) адрес); « Дом. Мебель» 2-я неделя Тема: «Транспорт Тема: «Улица полна Тема: « Грузовой и моего города» неожиданностей» пассажирский (виды транспорта, (сигналы светофора, транспорт» правила дорожного дорожные знаки, части движения) улицы (тротуар, проезжая часть), виды транспорта) Февраль Тема: «Домашние Тема: «Домашние Тема:«Домашние 1-я птицы и их птицы и их птицы и их неделя детеныши» детеныши» детеныши» Тема: «Кем Тема: «Профессии Тема: « Профессии 2-я быть?» (продавец, наших мам» на транспорте и в неделя парикмахер, врач, (названия, атрибуты детском саду» воспитатель) профессий) 26 3-я неделя Тема: «Семья» Тема: «Моя семья» Тема: «Дом, в (родственные (понятие «семья», котором я живу» отношения, имена члены семьи, (домашний адрес, членов семьи, родственные номер телефона, домашние отношения, знание детей о себе и обязанности) взаимоотношения в своих родителях) семье) Тема: Тема: «Наша армия» Тема: «День «Защитники (военные профессии, Защитника 4-я Отечества – кто военная техника) Отечества» (история неделя они» (танкисты, праздника, роды летчики) войск, военная форма, разновидность боевой техники) Март 1-я неделя Тема: «Весна – Тема: «В окно Тема: красна. Мамин повеяло весною. «Путешествие в праздник» Мамин праздник» мир весны» (сезонные изменения (изменения в природе, (признаки весны, в природе, деревья история праздника, весенние явления в весной) традиции, подарки) живой и неживой природе); «Мамин праздник» 2-я Тема:«Комнатные Тема: «Комнатные Тема: «Комнатные растения» растения» (названия, растения» (правила особенности ухода) ухода за неделя растениями) Тема:«Рыбы» Тема: «Пресновод- Тема:«Рыбы 3-я ные и аквариумные пресноводные, неделя рыбы» аквариумные и морские» 4-я Тема: Тема: «Животные Тема: 27 неделя «Инструменты» Урала» (звери, птицы) «Климатические (молоток, зоны» (лесостепи, отвертка, дрель, пустыни, саванны, клещи) джунгли (животный и растительный мир) Апрель Тема:«Дикие Тема:«Дикие Тема:«Дикие 1-я птицы и их птицы и их Птицы и их неделя детеныши» детеныши» детеныши» Тема: «Космос» Тема: «Космос» Тема: «Космос» (космическая (Ю.А.Гагарин и другие (солнечная система, техника) космонавты, Ю.А.Гагарин и другие космическая техника) космонавты, 2-я неделя космическая техника) 3-я Тема: «Животные Тема: «Животные Тема: «Животные неделя жарких стран» жарких стран» жарких стран» 4-я Тема: Тема: «Насекомые» Тема: «Насекомые» неделя «Насекомые» Тема: «День Тема: «День Тема: «День победы» победы» (герои и победы» (герои и ветераны ВОВ) ветераны ВОВ, Май 1-я неделя боевые награды, подвиги бойцов) Тема:«Лето. Тема: « Лето. Тема: « Лето. Цветы» (полевые и Цветы» (летние виды Цветы» (как время 2-я садовые: уход, спорта, полевые и года, признаки лета, неделя любовь к природе) садовые: уход, любовь к полевые и садовые: природе) уход, любовь к природе) 3-я неделя Тема:«Моя Тема: « Моя Родина Тема: «Россия- страна» - Россия» (знакомство многонациональ- с символикой России - ная страна» 28 флаг и герб) (национальные костюмы и обычаи); «Москва-столица нашей Родины» Диагностика 4-я Диагностика Диагностика неделя 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы. Реализация Программы предполагает различные формы организации детей: - непрерывная образовательная деятельность с детьми (занятия индивидуальные и подгрупповые); - контрольные занятия; - итоговое занятие; - открытые занятия для родителей. Занятие по развитию речи включают в себя следующую структуру: - артикуляционная моторика; - фонематическое восприятие; - навыки языкового анализа; - сформированность звуко-слоговой структуры слова; - грамматический строй речи; - навыки словообразования; - связная речь. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает 29 выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На музыкально - ритмических занятиях используются: - упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, - выработка продолжительного речевого выдоха, - тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. Чистоговорки используются на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу. Физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей 30 выполнять правила игры. Большое значение на занятиях по развитию речи является совмещение речи с мелкой моторикой и двигательной активностью. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. При работе над дыханием обращается особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Такая работа с детьми развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи. Работа над всеми разделами по развитию речи детей материал подбирается в соответствии с заданной лексической темой. Например: Тема недели: «Овощи». Артикуляционная упражнения Разделы работ Содержание Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»): а) без нажима языком на нижнюю челюсть; б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед. Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до « пяти-шести »). Толстячки—худышки.Изобразить, овощи на грядке: тыквы, кочаны капусты «толстячки»; огурцы, стручок гороха и другие - «худышки». Язычок пролезает через щель в заборе в огород. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами. Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык. Язычок-листок прикрыл огурца бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. На даче есть качели. Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта. Ковшик. Сделать из языка «чашечку». «В Катин ковшик я положу спелые помидоры, в Ванин — огурцы, в Костин— редиску». Речевая зарядка «Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Огорченные овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!» 31 Фонематические процессы Лексик а Общие речевые навыки Мелкая мотори ка Определение позиции гласного звука в слове, выделение согласного; анализ и синтез слогов АК, ОК, УК, выделение звука из ряда других звуков, слогов Комплекс парадаксальной дыхательной гимнастики - Д/у «Что это?»( Назови овощи) Закреплять названия овощей: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свёкла, картофель, фасоль, редис, тыква, перец, горох. - Закрепить обобщающее слово для всех овощей (Назови одним словом) Развитие тактильного восприятия Работа с трафаретами «Овощи» - Д/ игра «Назови, какой, какая, какое?» (Подбери признаки к слову) Подбирать признаки по цвету, по форме и по размеру: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый, розовый,… Грамматика - Д/и «Назови действия». (Подбери действия к предмету). Подбирать действия к предмету: зреть, собирать, убирать, заготавливать. - Д/и «Что из чего?» (назови блюда) Повторить, какие блюда можно приготовить из овощей: суп, салат, винегрет,… - Д/и «Назови ласково» (я назову большой, а ты маленький предмет). Образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: помидорчик, огурчик, лучок, морковка, редиска, тыковка, перчик, горошек. - Д/и «Один-много» (назови один и много предметов) Образовывать множественное число существительных: помидоры, огурцы, тыквы, перцы. Связная речь Пальчиковая гимнастика - Д/и «Окошечки». Употреблять существительные в форме: • ед.ч. Р.п. (нет чего?) – помидора, огурца, фасоли, гороха, свёклы, тыквы, редиса, перца, … • ед.ч. В.п. (вижу что?) – помидор, огурец, морковку …. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»: Мы капусту рубим, Мы морковку трём, Мы капусту солим, Мы капусту жмём. - И/у «Составь предложение» (Что это? Что делает? Где растет?) Составлять предложения: Огурец растёт на грядке. Фасоль растёт на грядке и т.д. Д/и «Опиши» (расскажи все про овощ по схеме) Составлять описательный рассказ: - Что это? 32 - Где растёт? Какой по цвету? Какой по форме? Какой по размеру? Какой на вкус? Где растёт? Что из него готовят? Развитие психических процессов - Художественная литература: Михалков Н. «Овощи», Андерсен Г.Х «Пятеро из одного стручка». - Отгадывание загадок по теме; Развитие мимики; Развитие общей моторики – Развитие внимание (игра «Какого овоща не хватает»); Развитие памяти (игра «Запомни и повтори) 2.3. Способы поддержки детской инициативы. Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Программа по развитию речипостроена на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, является главным условием развития и поддержки детской инициативы. Сферы (направле- Сущность, ния) проявления Способы детской детской инициативы инициативы и направления поддержки детской инициативы Творческая Включенность в творческую Введение инициатива деятельность ребенка, развиваются воображение, персонажей сказок, создание образное мышление. Инициатива целеполагание как Включенность и деятельность, в игровой где проведения формы занятия, проблемных ситуаций. речевую - недирективная детям, поддержка требующие самостоятельности; помощь детской 33 волевое усилие усилий по преодолению - "сопротивления" развиваются деятельности, произвольность, совместной планирующая функция речи материалов Коммуникативная Включенность для участников деятельности, ребенка взаимодействие сверстниками, развиваются коммуникативная речи. условий материала, свободного выбора детьми где инициатива создание во - поддержка взрослыми положительного, со доброжелательного где отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг эмпатия, с другом в разных видах функция деятельности; установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуация Познавательная инициатива– любознательность Включенность в познавательно-речевую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно следственные и родовидовые отношения - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов 2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей необходимо для поддержки развития ребёнка внутри собственной семьи и для достижения наилучших результатов в работе. Структурно-функциональная модель взаимодействия с родителями ставит своей целью психолого-педагогическое просвещение родителей в ходе совместной деятельности и включает в себя следующие направления: Направления взаимодействия педагога с семьями воспитанников: - наглядно-информационные - нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами обучения детей по программеразвитие речи. 34 К ним относятся стенды по группам и общие, буклеты, памятки, папкипередвижки. Родители регулярно знакомятся с творческими успехами и достижениями своих детей. - досуговые – обеспечивают установление неформальных отношений между педагогами и родителями, более доверительных отношений между родителями и детьми. В течение учебного года практикуется такая форма работы как совместные занятия детей и родителей. Смысл её в приобщении родителей к тому, чем с радостью занимаются их дети, да и просто приобщить к творчеству. - информационно-ознакомительные - нацелены на преодоление поверхностных представлений о работе педагога в обучении детей путем ознакомления родителей с организацией этой деятельности, об её эффективности в речевом и музыкально-ритмическом развитии ребёнка: тематические уголки в группах с памятками педагога о целях и задачах, консультации в родительских уголках и на сайте МБДОУ. Формы работы с родителями: -непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность организация совместной деятельности в системе «ребенок-родитель-педагог», участие в акциях, в совместной деятельности, участие в конкурсах по реализации проектов. Педагог организуют помощь родителям по вопросам развития ребенка через индивидуальные и групповые консультации, консультации по запросам, анкетирование, дает методические рекомендации родителям по развитию у детей речи и творческих способностей. - традиционные формы - родительские собрания, которые проводятся в начале учебного года, в середине и по окончанию. На первом собрании в сентябре происходит знакомство педагога с родителями; рассказ о содержании программы по развитию речи, её целях, задачах, требованиях, проводится анкетирование. На первом собрании распределяются и обязанности между педагогом и родителями в процессе обучения для получения наилучшего результата. Кроме этого с родителями проводится консультативная работа по вопросам развития ребенка, демонстрируются достижения детей, объясняется стратегия и 35 тактика образовательного процесса, а так же чем и как заниматься с ребенком дома. 3. Организационный раздел 3.1.Перечень оборудования логопедического кабинета дидактическими и развивающими играми и пособиями. Материально-техническое обеспечение Место Основное Оборудование и игровые материалы размещения предназначение Логопедический Проведение Настенная доска 1 кабинет Шкафы для пособий 2 Компьютер 1 Стол для занятий с детьми 1 занятий Стол логопедический с зеркалом 1 Стул 2 Стульчики детские 6 Методические материалы и средства обучения и воспитания Автор, название, издательство, год издания Программно- 1. 500 загадок для детей /Сост. И.А. Мазнин. М.,2003. методические 2. 500 скороговорок, пословиц, поговорок /Сост. И.А. Мазнин. пособия М.,2004 3. Власова Т.М., Пфафендрот А.Н. Фонетическая ритмика. М.,1997. 4. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., 2001. 5. Игры в логопедической работе с детьми: логопедов/Под Пособие для ред. В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 36 1979. 6. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. СПб, 2002. 7. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб, 2004. 8. 10.Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. СПб, 2004. 9. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. М., 1999. 10. Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки.М., 1999 11. Аганович З.Е.//Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексикограмматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 12. Бухарина К.Е. // Фонетические рассказы - Спб.: «ДЕТСТВОПРЕСС, 2017. 13. Володина В.С. Альбом по развитию речи - М.: ЗАО «Росмэнпресс», 2008. 14. Мазанова Е.В.//Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР - М., Издательство «ГНОМ», 2013. 15. Мазанова Е.В.// Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР - М., Издательство «ГНОМ», 2014. 16. Мазанова Е.В.// Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР - М., Издательство «ГНОМ», 2014. 17. Мазанова Е.В.// Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР - М., Издательство «ГНОМ», 2014 18. Нищева Н.В.//Рабочая программа педагога ДОО - Спб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. 19. Теремкова Н.Э.//Логопедические занятия для детей с ОНР (4альбома) - М.: Издательство ГНОМ и Д,, 2014.Теремкова Н.Э.//Логопедические занятия для детей с ОНР (4альбома) М.: Издательство ГНОМ и Д,, 2014. Кадровое обеспечение. Реализация программы возложена на педагога, имеющего специальное высшее образование. № ФИО Дата Стаж Образовани Курсы повышения п/ работника рождения работы е квалификации Тимергазина 16.12.1962 Общий Высшее, «Развитие п 1 37 Ирина стаж: УрГПУ профессиональной Сергеевна 34 года/ «Логопедия компетентности Педагоги », 2001г специалистов, привлекаемых ческий к осуществлению стаж: 22 всестороннего года результатов анализа профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий в условиях подготовки к введению национальной системы учительского роста», 16 часов. 3.2. Распорядок дня Организация образовательного процесса в МБДОУ предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской заказ родителей, время года, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. (СанПиН 2.4.1.3049-13). При организации распорядка дня детей в МБДОУ предусматривается сбалансированное чередование видов деятельности: непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности в различных возрастных группах (подгрупповое) составляет: для детей четвертого года жизни – 38 не более 15 минут, для детей пятого года жизни - не более 20 минут, для детей шестого года жизни - не более 25 минут, а для детей седьмого года жизни - не более 30 минут. Индивидуальные занятия: для детей четвертого года жизни – не более 10 минут, для детей пятого года жизни - не более 15 минут, для детей шестого года жизни - не более 15 минут, а для детей седьмого года жизни - не более 20 минут.В течение образовательной деятельности статическая деятельность (слушание, рассказывание) чередуется с динамической - физкультминутки. Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут. Освоение программы дополнительного образования по развитию речи осуществляется в течение учебного года с октября по май в соответствии с учебным планом и расписанием НОД, действует режим на холодный период года; 3.3. Календарный учебный график. Учебный план. содержание Младший Средний возраст Старший возраст возраст (4-5 лет) (5-7 лет) 01 октября 01 октября 31мая 31мая (2-4 лет) Начало учебного 01 октября года Окончание учебного 31мая года Зимние каникулы 30 декабря-10 30 января Летние каникулы января 02 июня – 30 02 сентября Продолжительность 32 недели декабря-10 30 июня декабря-10 января – 30 02 июня сентября сентября 32 недели 32 недели – 30 учебного года Первое полугодие 13 недель 13 недель 13 недель Второе полугодие 19 недель 19 недель 19 недель 5 дней 5 дней Продолжительность 5 дней 39 учебной недели Всего в неделю 2 2 2 35 мин 40 мин 15 мин 20 мин 25 мин Продолжительность 10 мин 10 мин 10 мин проведения начало учебного начало учебного начало НОД Объем недельной 25 мин образовательной нагрузки Непрерывная образовательная деятельность перерыва Сроки учебного мониторинга года года года достижения детьми 01 – 15 октября 01 – 15 октября 01 – 15 октября планируемых результатов освоения конец учебного конец учебного конец учебного года программы года года 15 – 31 мая 15 – 31 мая 15 – 31 мая Учебный план деятельности педагога дополнительного образования по развитию речи. Количество НОД, общая нагрузка/ часы Направлени Вид 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения я (младший (средний (старший возраст с 5 до 7 лет) развития детской детей деятельнос возраст возраст (образовате ти с 4 до 5 лет льная Длительно 10-15 с 3 до 4 лет) 20 25 40 область) сть в мин. В В неделю год Речевое коммуника 2 развитие тивная 64 В В В В неделю год неделю год 2 2 64 64 3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развитие ребенка вкоммуникативной деятельностив детском саду обеспечивается за счет насыщенности развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметной развивающей среды учитываются следующие принципы: - содержательной насыщенности – включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей; - полифункциональности среды - предметная развивающая среда обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности, и в этом смысле является многофункциональной; - трансформируемости среды - обеспечение возможности изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей; 41 - вариативности, сообразно которому содержание воспитания учитывает культурные и художественные традициями края, особенности Уральской природы, культуры и традиций; - доступности - обеспечение свободного доступа воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - безопасности - все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом (для педагогов все персональные с выходом в интернет обеспечены программами антивирусной защиты и имеют рекламные фильтры (AD-блок). Характеристика развивающей среды в логопедическом кабинете для занятий по развитию речи: № Технологическое оборудование Количество, шт Компьютер 1 пп 1 Мебель 1. Шкафы для пособий 2 2. Стул большой 2 3. Стульчик детский 6 4. Стол для занятий с детьми 1 5. Стол логопедический с зеркалом 1 Атрибуты, дидактических и развивающих игр и пособий. 42 1. Набор шумовых музыкальных инструментов 6 2. Мячи массажные 6 3. Керамические кирпичики «Мини мастер» 1набор 4. Марблс 3 набора 5. Трафареты по лексическим темам 15 6. Тренажер для глаз 5 Игра «Логопедический тренажер» 1 7. Дидактическое пособие «Цепочки родственных 1 слов» 8. Дидактическое пособие «Антонимы» 9. Дидактическое пособие «Составь слова из двух 1 слогов» 1 10. Игра «Загадки-отгадки» 1 11. Дидактическая игра «Собери картинку и расскажи» 1 12. Пособие «Мнемотаблицы» 1 13. Игра «Рыбалка» 1 14. Игра «Счетовозик» 2 15. Игра-головоломка Натальи Семеновой «Сложи 16. квадрат» 1 17. Детские развивающие пазлы «Собери фигуру» 1 18. Игра «Сортер-Дерево» 3 19. Игра «Геоконт» 2 20. Игра «Попади в цель» 1 21. Пособие «Межполушарные связи» 1 22. Головоломка «Собери квадрат» 1 23 Карточки на лексические темы 32 набор 43 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Определение уровня освоения воспитанниками данной программы Сводная таблица Диагностическая карта № Ф. И. ребенка Звуковая культура речи Лексическая сторона речи Грамматический строй Связная речь 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 44