Дополнительная общеразвивающая программа Акварелька

1

Содержание
Основные характеристики Дополнительной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Цель и задачи Дополнительной общеразвивающей программы
Содержание Дополнительной общеразвивающей программы
Планируемые результаты
Организационно-педагогические условия
Условия реализации Дополнительной общеразвивающей программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

3
3
8
9
17
26
26
28
30

2

Основные характеристики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность общеразвивающей программы: художественно-эстетическая
Актуальность:
В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического
воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих
исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского
Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами,
способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности.
Необходимым условием построения современной системы художественно-эстетического
воспитания является использование изобразительного искусства в педагогической работе с
детьми. Это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий
требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка. Когда дети рисуют, они
рассказывают о состоянии своей души, делятся своим внутренним миром — своими радостями
и печалями, своими переживаниями и волнениями, которые часто не могут выразить словами.
Создавая арт-объекты, дети оттачивают навыки мелкой моторики, развивают
воображение, учатся мыслить, постигают визуальную эстетику, развивают чувство цвета, и
многое другое. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать
механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком
двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В процессе
рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и
художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные
функции руки и глазомер.
Немаловажную роль в современных условиях жизни дошкольника следует отвести
способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий.
Эстетическое воспитание дошкольника средствами изобразительного искусства
предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным
средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.
Именно поэтому наш коллектив выбрал, как основное, направление дополнительного
образования по художественно-эстетическому развитию воспитанников - развитие творческих
способностей детей средствами изобразительного искусства.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это
деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями
и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности
человеческого сознания.
Изобразительная деятельность позволяет развивать в детях наблюдательность,
умственную активность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус,
творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое,
без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
3

Дополнительная общеобразовательная программа «Дополнительная общеразвивающая
программа художественно-эстетической направленности «Акварелька» (далее – Программа).
Данная программа спроектирована на основании нормативных правовых документов,
регулирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений всех типов,
реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. №533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Письмо Минобрнауки России от 19.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеразвивающих программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
Идея программы основывается на концепции доктора педагогических наук Е.В.
Квятковского, согласно которой эстетическое воспитание есть целенаправленный процесс
формирования творчески активной личности, способной с позиции эстетического идеала
воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное,
жить и творить по законам красоты. А так же в программе включены системы занятий,
разработанных Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др., основанные на
расширении у детей представлений о сенсорных цветовых эталонах с целью формирования
достаточно сложной системы понятий о цветах и оттенках.
Новизна
Новизна программы состоит в том, что в процессе приобщения детей к миру
прекрасного, происходит развитие активного интереса к изобразительному искусству благодаря
применению новых методов и технологий. Возрастные и психологические особенности
4

позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в
рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции, смешивать краски между
собой, создавать новые оттенки и т.д. Впервые особое внимание уделяется развитию у детей
цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного и тематического рисования
Адресат общеразвивающей программы:
Возраст и категория обучающихся: программа рассчитана на обучение детей
дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Возрастные особенности контингента обучающихся в соответствии с профилем
программы:
первый год обучения (возраст детей от 3 до 4 лет)
У детей 3-4 лет сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов
- внимания, памяти, мышления. Дети младшего дошкольного возраста в восприятии овладевают
идентификацией - то есть умением выбрать предмет, соответствующий образу. Моторика у
младших дошкольников достаточно развита, они могут управлять своим телом и движениями.
Двигательные факторы участвуют в развитии рисования в плане использования при построении
рисунка двигательного и двигательно- осязательного опыта, полученного ребенком при
ознакомлении с предметами. У детей 3-4 лет хорошо развита двигательная память, что является
в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически
подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величиннопространственные соотношения линий, из которых слагается графическое воспроизведение.
Все это является основой для формирования готовности детей 3-4 лет к изобразительной
деятельности.
Введение в процесс обучения игры вызывает у детей желание овладеть учебным
содержанием; доставляет ребенку удовольствие от полученного результата, а также от
возможности использовать его в игре по окончании занятия. Использование игровых приёмов в
обучении, позволяет педагогу сделать осмысленным и интересным выполнение учебных
заданий. Эффективность игровых приёмов и необходимость их использования в работе с
младшими дошкольниками не вызывают сомнения.
второй год обучения (возраст детей от 4 до 5 лет)
Возрастные особенности детей 4-5 лет обуславливают необходимость подкрепления
любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием...
Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу
возрастных особенностей ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро
включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид
продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими
видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности имеет естественный
характер. Дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности.
Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными
материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в
процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности.
Дошкольники с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования
5

или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы,
формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок,
пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..
третий год обучения (возраст детей от 5 до 6 лет)
В изобразительной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведёт за
собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники
изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и
плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на
палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для
получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием
обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина),
моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали
пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать
их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать
круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры
в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и
маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов
или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к
самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети
приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и
рисовании.
четвертый год обучения (возраст детей от 6 до 7 лет)
В изобразительной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут
целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего
замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у
них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и
включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные
картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям.
Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать
характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут
создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и
«сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство
передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке
главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также
передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки
(пластический, конструктивный, комбинированный).

6

В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги
сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных
оттенков.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям,
собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их
архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки.
Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных
произведений.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является
овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных
отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать
многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя
помощь воспитателя им все еще нужна.
Принцип формирования учебных групп: возрастной
Число детей, одновременно находящихся в группе: до 10 человек.
Режим занятий: 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет - 15
мин., 4-5 лет – 20 мин., 5-6 лет – 25 мин., 6-7 лет – 30 минут.
Объем общеразвивающей программы:
Общее количество часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы – 144 часа.
Продолжительность года обучения – 36 часов.
Срок освоения: 4 года.
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебном году.
Каждый этап обучения — это новая ступень образного освоения ребенком окружающего
мира. Каждый год обучения предлагает новые уровни сложности, оправданные с точки зрения
психофизиологических возможностей ребенка.
3-4-й год жизни: первоначальное освоение ребенком художественных материалов.
4-5-й год жизни: первоначальное творческое приобщение детей к окружающему миру и
накопление опыта отношения к нему.
5-6-й год жизни: первоначальное развитие умение видеть красоту природного мира.
6-7-й год жизни: первоначальное развитие воображения и фантазии, умение видеть
единство природы и фантазии.
Дошкольный возраст наиболее оптимален для закладывания основ эстетического
восприятия, эстетического отношения к искусству и действительности, а также формирования и
развития творческого потенциала будущей личности.
Перечень форм обучения: индивидуальная, подгрупповая, групповая
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие
Перечень форм проведения итогов реализации общеразвивающей программы: беседа,
практическое занятие

7

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
В программе рассматривается не только возможность накопления знаний, умений и
навыков, а прежде всего развитие природных творческих задатков и формирование отношения
ребенка к миру, проявляющихся в таких категориях, как мирочувствование, мироотношение и
миропонимание.
Цель программы: воспитание художественно-эстетической культуры ребенка через
призму духовно-нравственных ценностей и художественного творчества.
Задачи:
 формирование
нравственно-эстетической
отзывчивости,
эмоционально-ценностного
отношения к миру;
 формирование творческой активности в различных видах художественной деятельности;
 формирование знаний, умений и навыков как инструментария в решении содержательных
(выражение отношения) и творческих задач, связанных с созданием детьми посильного
художественного образа.
 осуществление эстетически-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
 развитие
способности
к
эмоционально-ценностному
восприятию
произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру
 формирование навыков рисования по памяти, по воображению; ознакомление с
особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества;
 развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого
воображения, эстетического чувства, понимание прекрасного
 воспитание интереса и любви к искусству
 содействовать развитию у детей процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения
 воспитывать умение планировать свою деятельность, намечать последовательность
выполнения рисунка
Задачи первого года обучения: пробуждать и всячески поддерживать у ребенка
заинтересованное отношение к изобразительно-пластическим возможностям материалов, а
также к самому процессу рисования, лепки, аппликации.
Задачи второго года обучения: эмоциональное, игровое вовлечение детей в образное
познание окружающего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Это время активного вхождения детей в образное проживание программного материала,
время эстетических открытий, которые делает ребенок, соприкасаясь с предметным миром и
ближайшим окружением, время накопления опыта эмоциональных впечатлений и появления
первых ростков личностного отношения к миру (сочувствия, сопереживания живому,
стремления помочь и т. д.)
Задачи третьего года обучения: развитие у детей наблюдательности, как основы
творческого осмысления ребенком окружающего мира, а также способности к сопереживанию,
умелость руки в деятельности изображения, украшения и постройки.
Задачи четвертого года обучения: развитие творческой фантазии и воображения.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес детей к предмету, изучению
искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Принципы и подходы к формированию программы
Представляется
целесообразным
выделение
нескольких

групп

принципов

формирования программы:
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства
как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;
2)
личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в
форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В Программе учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий
детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования
требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

(соответствие

условий,

9

Календарный учебный график

Содержание

первый год
обучения
возрастная
группа
от 3 до 4 лет

второй год
обучения
возрастная
группа
от 4 до 5 лет

Количество
групп

1

1

01.09.

01.09.

31.05.

31.05.

с 01.01. по 10.01.

36 недель

Начало
учебного года
Окончание
учебного года
Новогодние и
праздничные
дни

третий год
обучения
возрастная
группа
от 5 до 6 лет

четвертый год
обучения
возрастная
группа
от 6 до 7 лет

1

1

01.09.

01.09.

31.05.

31.05.

с 01.01. по
10.01.

с 01.01. по 10.01.

с 01.01. по
10.01.

36 недель

36 недель

36 недель

Продолжитель
ность учебного
года (без учета
новогодних и
праздничных
дней)

Учебный план образовательной деятельности
Наименование
модуля

Организованная образовательная деятельность
первый год
обучения
возрастная группа
от 3 до 4 лет

второй год
обучения
возрастная группа
от 4 до 5 лет

второй год
обучения
возрастная группа
от 5 до 6 лет

третий год
обучения
возрастная группа
от 6 до 7 лет

Длительность НОД
15 минут

20 минут

25 минут

30 минут

неделя месяц год неделя месяц год неделя месяц год неделя месяц год
Рисование в
разных
техниках

1

2

18

1

2

18

1

2

18

1

2

18

Лепка,
аппликация

1

2

18

1

2

18

1

2

18

1

2

18

Итого

1*

4

36

1*

4

36

1*

4

36

1*

4

36

* Модули чередуются через неделю

10

Учебно – тематический план Программы
первый год обучения (возрастная группа от 3 до 4 лет)
Количество часов

№
п/п

Тема

1
2

Теория

Практи
ка

Всего

Вот цветной фломастер, он чудесный
мастер (ватман, фломастеры)

0,5

0,5

1

Деревья на полянке (пластилин, семена,
картон)

0,5

0,5

1

Формы
аттестации/
контроля
Анализ работ
Выставка работ

3

Настоящее волшебство (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

4

Березки (Ватман, желтый картон, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

5

Кисть волшебная рисует (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

6

Лепим и украшаем узорами (пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

7

Разноцветные дорожки (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

8
9
10
11

Веселые шарики (ватман,
бумага, фломастеры)

цветная

Разноцветные листочки (ватман, гуашь)
Строим веселую пирамидку (ватман,
цветная бумага, клей)
Дождик (ватман, гуашь)

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Презентация
работ

12

Добрый лев (ватман, фломастеры, клей,
цветная бумага)

0,5

0,5

1

Выставка работ

13

Зимушка-зима (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

14

Елочка в лесу (картон, пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

15

Снежинки (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

16

Лепим мы снеговика (пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

17

Варежки (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

18

Снеговик (картон, клей, ватные диски)

0,5

0,5

1

Выставка работ

19

Зимний пейзаж (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

20

Зайчик (пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

21

Мышка с сыром (ватман, мелки)

0,5

0,5

1

Выставка работ

22

Шарфик, шапку потеплей надевай
малыш скорей (ватман, гуашь, цветная
бумага, клей)

0,5

0,5

23

Разноцветный автобус (ватман, гуашь)

0,5

0,5

24

Строим дом (ватман, цветная бумага,

0,5

0,5

Выставка работ

Выставка работ
1

Выставка работ
11

клей)
25

Мимоза (ватман, гуашь)

26

Ваза с цветами. (ватман, цветная бумага,
клей, фломастеры)

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Выставка работ
Выставка работ

27

Самая красивая птица (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

28

Верба распускается (картон, клей, вата)

0,5

0,5

1

Выставка работ

29

Сказка о том, как краски встретились и
подружились (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

30

Подснежники. (голубая бумага, гуашь.)

0,5

0,5

1

Выставка работ

31

Матрешка. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

32

Первые листочки. (картон, пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

33

Разноцветная лужайка. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

34

Пушистые комочки — детки мамыквочки. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

35

Волшебный цветок. (ватман, мелки)

0,5

0,5

1

36

Кораблик на просторе. (ватман, цветная

0,5

0,5

1

18

18

36

бумага, клей, фломастеры)
Итого

Выставка работ

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

второй год обучения (возрастная группа от 4 до 5 лет)
Количество часов

№
п/п
1

Тема
Я письмо
карандаши)

пишу

(ватман,

цветные

Теория

Практи
ка

Всего

0,5

0,5

1

Формы
аттестации/
контроля
Анализ работ

2

В царстве грибов. (картон, пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

3

Арбуз с фруктами. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

0,5

0,5

1

4

Задавака
бумага)

5

Букет в вазе (ватман, гуашь, сухие
листья)

0,5

0,5

1

6

Волшебный лес (картон, пластилин,
семена)

0,5

0,5

1

7

Осень водит «сочной» кистью (ватман,
гуашь)

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

8
9

мухомор.

(ватман,

цветная

Ежик (пластилин, семена)
Осень в лесу. (ватман, фломастеры,
цветные карандаши)

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

12

10
11

Мы рисуем колючую сказку. (ватман,
гуашь)
Рыжий кот (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Выставка работ
Презентация
работ

12

Рыбка (синий картон, сухие листья и
травы)

0,5

0,5

1

13

Варежки (варежка форма, гуашь)

0,5

0,5

1

14

Игрушки для елочки. (коробочка,
цветная бумага, клей, мишура)

0,5

0,5

1

15

Зимний лес (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

16

Портрет деда Мороза (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

17

Снежинки (восковые мелки, акварель)

0,5

0,5

1

Выставка работ

18

Пушистые зверушки (пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

19

Замок доброго волшебника (ватман,
мелки)

0,5

0,5

1

20

Зайчик (синий картон, ватные диски)

0,5

0,5

1

21

Белая сказка зимы (тонированный лист
бумаги, белила)

0,5

0,5

1

22

Зимнее царь дерево
бумага, салфетки, клей)

0,5

0,5

23

Снежные цветы (ватман, гуашь)

0,5

0,5

24

Подарок для папы (ватман, цветная
бумага, фломастеры)

0,5

0,5

1

25

Портрет мамы (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

26

Цветы в вазе (ватман, фломастеры,
цветная бумага)

0,5

0,5

1

27

Весна
—
красавица
фломастеры, карандаши)

0,5

0,5

1

28

Глиняные сказки бабушки Ульяны
(форма барыни, цветная бумана, клей,
гуашь)

0,5

0,5

1

29

Быстрые ручейки. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

30

Первые листочки (ветки, пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

31

Верба. (ватман, гуашь, вата)

0,5

0,5

1

Выставка работ

32

Петушок - золотой гребешок. (ватман,
фломастеры, клей, полоски цветной
бумаги)

0,5

0,5

1

33

Мои любимые
картон, зерна)

0,5

0,5

1

34

Кошкин дом (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

35

Теремок

0,5

0,5

1

Выставка работ

(ватман,

(тонированная

сказки

(ватман,

(пластилин,

цветная

бумага,

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

13

фломастер)
36

Жар-птица (картон, пластилин)
Итого

0,5

0,5

1

18

18

36

Выставка работ

третий год обучения (возрастная группа от 5 до 6 лет)
Количество часов

№
п/п
1
2

Тема
Дары осени (ватман, гуашь)
Фрукты в вазе (ватман, цветная бумага,
клей)

Теория

Практи
ка

Всего

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Формы
аттестации/
контроля
Анализ работ
Выставка работ

3

Осеннее дерево (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

4

В царстве грибов (картон, пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

5

Осень в лесу (ватман, фломастеры,
цветные карандаши)

0,5

0,5

1

6

Волшебные цветы. (ватман, полоски
цветной бумаги, клей, фломастеры)

0,5

0,5

1

7

Осень водит «сочной» кистью. (ватман,
гуашь)

0,5

0,5

1

8

Птица-осень.
(ватман,
сухие листья, клей)

0,5

0,5

1

9

Замок доброго волшебника (ватман,
мелки)

0,5

0,5

1

10

Леденцовый город (ватман, фломастеры,
цветные карандаши)

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Презентация
работ

11

фломастеры,

Солнечные зайчики (ватман, мелки)

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

12

Жар-птица (картон, пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

13

Варежки (варежка форма, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

14

Снежная сказка (синий картон, бумага,
салфетки, клей)

0,5

0,5

1

15

Зимний лес (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

16

Игрушки для елочки (коробочка,
цветная бумага, клей, мишура)

0,5

0,5

1

17

Мальвина. (ватман, цветные карандаши,

0,5

0,5

1

фломастеры)

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

18

Пушистые зверушки. (пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

19

Кошкин дом. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ
14

20

Аквариум. (картон, пластилин)

21

Животные
мелки)

22

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Узорные сказки дедушки Филимона.
(игрушка из пластилина, гуашь.)

0,5

0,5

23

Печальная история о лебеде (ватман,
гуашь)

0,5

0,5

24

Подарок для папы. (ватман, цветная
бумага, фломастеры)

0,5

0,5

1

25

Весна
—
красавица.
фломастеры, карандаши)

0,5

0,5

1

26

Цветы в вазе. (ватман, фломастеры,
цветная бумага)

0,5

0,5

1

27

Портрет мамы. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

28

Подарок для мамы. (ватман, цветная
бумага, клей, ножницы, фломастеры.)

0,5

0,5

1

29

Быстрые ручейки. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

30

Подснежник. (ватман, гуашь, цветная
бумага, клей.)

0,5

0,5

1

31

Верба. (ватман, гуашь, вата)

0,5

0,5

1

32

Петушок - золотой гребешок. (ватман,
фломастеры, клей, полоски цветной
бумаги)

0,5

0,5

1

33

Ленивый кот. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

34

Я и мои игрушки. (ватман, фломастеры,
цветные карандаши)

0,5

0,5

1

35

Филимоновская игрушка. (пластилин)

0,5

0,5

1

36

Мои любимые
картон, зерна)

0,5

0,5

1

18

18

36

жарких

стран.

сказки.

(ватман,

(ватман,

(пластилин,
Итого

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

четвертый год обучения (возрастная группа от 6 до 7 лет)
№
п/п
1
2

Количество часов
Тема
Как я провел лето. (ватман, цветные
карандаши, фломастеры)
Фрукты в вазе. (ватман, цветная бумага,
клей)

Теория

Практи
ка

Всего

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Формы
аттестации/
контроля
Анализ работ
Выставка работ

15

3

В царстве грибов. (картон, пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

4

Натюрморт с рябиной. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

5

Разноцветная сказка чудо — пластилина.
(ватман, пластилин)

0,5

0,5

1

6

Птица-осень.
(ватман,
сухие листья, клей)

0,5

0,5

1

7

Волшебные цветы. (ватман, полоски
цветной бумаги, клей, фломастеры)

0,5

0,5

1

8

Осень на опушке краски разводила.
(ватман, гуашь, листья)

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

9

фломастеры,

Портрет осени. (ватман, гуашь)

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

10

Леденцовый
город.
(ватман,
фломастеры, цветные карандаши)

0,5

0,5

1

11

Осенняя птица. (ватман, фломастеры,
цветные карандаши)

0,5

0,5

1

12

Волшебный лес. (картон, пластилин,
семена)

0,5

0,5

1

13

Зимнее царь дерево.
бумага, салфетки)

0,5

0,5

1

14

Снегири в лесу. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

15

Варежки. (варежка форма, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

16

Дед Мороз — художник.
восковые мелки, акварель)

0,5

0,5

1

17

Волшебный лес. (синий картон, белая и
цветная бумага, клей, ножницы)

0,5

0,5

1

18

Снежные цветы. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

19

Синие цветы на посуде. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

20

Зимняя вьюга. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

21

Узорные сказки дедушки Филимона.
(игрушка из пластилина, гуашь.)

0,5

0,5

1

22

Мой друг — собака. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

23

Подарок для папы. (ватман, цветная
бумага, фломастеры)

0,5

0,5

24

Портрет папы. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

25

Мальвина. (ватман, цветные карандаши,

0,5

0,5

1

(тонированная

(ватман,

фломастеры)

Выставка работ
Презентация
работ
Выставка работ
Выставка работ

Выставка работ
Выставка работ

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

26

Волшебные феи. (ватман, фломастеры,
цветные карандаши)

0,5

0,5

1

27

Подарок для мамы. (ватман, цветная

0,5

0,5

1

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
16

бумага, фломастеры)
28

Портрет мамы. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

29

Кошкин дом. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

30

Герои любимых сказок. (ватман, гуашь)

0,5

0,5

1

Выставка работ

31

Пушистые зверушки. (пластилин)

0,5

0,5

1

Выставка работ

32

Древо жизни. (ватман, цветная бумага,
фломастеры)

0,5

0,5

1

33

Животные
мелки)

0,5

0,5

1

34

Игрушки — веселушки. (пластилин)

0,5

0,5

1

35

Мои

0,5

0,5

1

Разноцветные узоры. (лепная игрушка,
гуашь)

0,5

0,5

1

Итого

18

18

36

жарких

любимые

стран.

сказки.

(ватман,

(пластилин,

картон, зерна)
36

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

Используются два способа работы с детьми: креативный и имитационный.
Имитационный способ включается в случае необходимости показать образец действия, чтобы
затем привлечь детей к фантазированию, придумыванию чего-либо неожиданного,
неординарного, направить их деятельность к творчеству.
Определяя цель занятия, педагог выбирает способ работы, но очень важно на каждом
занятии искать возможность создания ситуации для развития детского воображения –
источника творчества.
Виды творческой деятельности:
1. Изобразительная (изображение - рисование различными графическими материалами,
красками, лепка.)
2. Декоративная (украшение — аппликация, работа в различных материалах).
3. Конструктивная (постройка — бумажная пластика, объемное и плоскостное
конструирование из природных материалов, геометрических фигур).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах детей,
которые они должны приобрести в процессе освоения материала по Программе:
- Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира
в целом;
- Сформированность эстетических чувств, наблюдательности и фантазии;
- Сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
17

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой деятельности:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определят наиболее
эффективные способы достижения результата;
- Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умение сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
- Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
- Предметные результаты характеризуют опыт дошкольников в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства
в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимания красоты
как ценности, потребности в художественном творчестве и общении с искусством;
- Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной
деятельности
(рисунке,
живописи,
скульптуре,
художественном
конструировании);
- Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- Способность компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;
- Освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, основы графической грамоты.
Интегративные
качества
1.Физически
развитый,
овладевший
основными
культурно-

Динамика формирования интегративных качеств
3-4-й год жизни

4-5-й год жизни

5-6-й год жизни

6-7-й год жизни

Уровень развития
мелкой моторики
позволяет ребёнку
овладеть
необходимыми

Уровень развития
мелкой моторике
позволяет ребёнку
овладеть
необходимыми

Уровень развития
мелкой моторики
позволяет ребёнку
овладевать
необходимыми

Уровень развития
мелкой моторики
позволяет ребёнку
овладевать
необходимыми
18

гигиеническими
навыками.

(прописанные в
программе
воспитания и
обучения)
специальными
умениями и
навыками

(описанные в
программе
воспитания и
обучения)
специальными
умениями и
навыками.

(описанными в
программе
воспитания и
обучения)
специальными
умениями и
навыками.

специальными
умениями и
навыками.

2.Любознательный, Начинает
активный
проявлять интерес
к произведениям
народного,
декоративноприкладного
искусства, с
которыми можно
действовать
(матрёшка,
Богородская
деревянная
игрушка и др.), к

Проявляет интерес
к произведениям
народного
искусства,
декоративноприкладного
искусства с
понятным для него
содержанием,
задаёт вопросы.
Способен
самостоятельно
действовать в

Проявлять
устойчивый
интерес к
произведениям
народного,
декоративноприкладного и
изобразительного
искусства.
Интересуется
материалом, из
которого
выполнены

Проявляет
устойчивый
интерес к
произведениям
народного,
декоративноприкладного и
изобразительного
искусства.
Интересуется
историей создания
произведений
искусства. Активно

изобразительным
материалам.
Проявляет
активность,
манипулируя и
экспериментируя с
изобразительными
материалами и
деталями
конструктора,
называя созданные
изображения

повседневной
жизни с
изобразительными
материалами,
пластическими
материалами,
используя
различные способы
действия с ними,
деталями
конструктора.

работы, их
содержанием.
Начинает
проявлять
активность при
обсуждении
вопросов, которые
для него социально
значимы, задаёт
вопросы. Способен
самостоятельно
действовать в
повседневной
жизни,
экспериментируя с
красками,
пластическими,
природными и

использует
разнообразные
изобразительные
материалы для
реализации
собственных и
поставленных
другими целей.

бросовыми
материалами для
реализации
19

задуманного им.
3. Эмоционально
отзывчивый

Начинает
проявлять
эмоциональную
отзывчивость к
красоте природы и
произведениям
изобразительного
искусства, в
которых переданы
понятные ему
чувства и
отношения (мать и
дитя)

Начинает
эмоционально
откликаться на
произведения
искусства, в
которых переданы
разные
эмоциональные
состояния людей,
животных
(радуется,
сердится).

Эмоционально
откликаться на
произведение
искусства, в
которых с
помощью формы и
цвета переданы
разные
эмоциональные
состояния людей,
животных
(радуется,
сердится) и
освещены
проблемы,
связанные с его
социальным
опытом.

Эмоционально
откликается на
произведения
изобразительного
искусства и может
«прочитывать»
настроение героев,
состояние природы
воспринимать и
понимать
средствами
выразительности, с
помощью которых
художники
добиваются
создания образа.

4. Овладевший

Проявляет

Начинает

Участвует в

Участвует в

средствами
общения и
способами
взаимодействия со
взрослыми и
сверстниками.

заинтересованност
ь в общении со
взрослыми и
сверстниками. В
случае затруднения
обращается к
взрослому за
помощью. Охотно
демонстрирует
взрослым и
сверстникам
результаты своей
практической
деятельности
(рисунок, лепку,
конструкцию и др.)

проявлять
заинтересованност
ь в сотрудничестве
со взрослыми как с
партнёром.
Участвует в
обсуждении
будущего проекта
деятельности.
Начинает
воспринимать со
стороны взрослого
замечания,
предложения,
направленные на
совершенствования
созданного им
продукта.

партнёрской
деятельности со
взрослыми.
Осознает
преимущества
общего продукта
деятельности
(общими усилиями
можно создать
большое панно для
украшения
группы).
Проявлять
готовность к
совместной с
другими детьми
деятельности и
охотно участвует в

партнерской
деятельности со
взрослым.
Способен
согласовывать
содержание
совместной работы
со сверстником,
договариваться с
ним о том, что
будет изображено
каждым из детей
на общей картинке
и действовать в
соответствии с
намеченным
планом.

ней.
5. Способный
управлять своим

Может управлять Может управлять Начинает
своим поведением своим поведением управлять своим

Может управлять
своим поведением.
20

поведением и
планировать свои
действия на основе
первичных
ценностных
представлений,
соблюдающий
элементарные
общепринятые
нормы и правила
поведения

под руководством
взрослого и в тех
случаях, когда это
для него интересно
или эмоционально
значимо. Способен
соблюдать
общепринятые
нормы и правила
поведения:
бережно
относиться и не
портить
(разрушать) работу
сверстника
(рисунок, лепку,
конструкцию); не
мешать другим
детям, когда они
рисуют, лепят,

под руководством
взрослого и в тех
случаях, когда это
для него интересно
или эмоционально
значимо. Способен
соблюдать обще
принятые нормы и
правила поведения:
не использует
работу сверстника
без его
разрешения; по
окончании работы
убирает своё
место.

конструируют
(громко не
разговаривать, не
толкать и др.

поведением.
Способен
соблюдать
общепринятые
нормы и правила
поведения: на
основе образца,
заданного
взрослым,
осуществляет
подготовку своего
рабочего места к
изобразительной
деятельности, а за
тем убирает
материалы и
оборудование;
доброжелательно и
уважительно
относится к

Доброжелательно
и конструктивно
анализирует и
оценивает
продукты
деятельности
других; бережёт и
экономно
использует и
правильно хранит
материалы и
оборудование для
изобразительной
деятельности.

работам
сверстников.

6. Способный
решать
интеллектуальные
и личностные
задачи (проблемы),
адекватные
возрасту

Способен ставить
простые цели и при
поддержке и
помощи взрослого
реализовывать их в
процессе
деятельности

Способен ставить
несколько
простых, но
взаимосвязанных
целей (нарисовать
и закрасить
созданное
изображение) и
при поддержки
взрослого
реализовать их.

Способен ставить
цель, для
реализации
которой
потребуется
осуществление
нескольких
взаимосвязанных
действий и при
поддержки
взрослого
добиваться
результата.

Способен в
процессе создания
изображения
целенаправленно
следовать к своей
цели, преодолевая
препятствия и не
отказываясь от
своего замысла,
который
становится
опережающим, до
получения
результата.

7. Имеющий
первичные
представления о

Может
примитивно
нарисовать себя,

Примитивно
Понятно для
изображает то, что окружающих
для него (мальчика рисует и лепит то,

В рисунке и лепке
выразительно
передаёт то, что дл
21

себе, семье,
обществе
(ближайшем
социуме),
государстве
(стране), мире и
природе

8. Овладевший
универсальными
предпосылками
учебной
деятельности

своих друзей,
родных,
изобразить
простые предметы,
природу, явления
окружающей
действительности,
передовая общие
признаки,
относительное
сходство по форме
и некоторые
характерные
детали образа
(галстук у папы,
бусы – у мамы и
т.п.), дополняя
созданное
изображение
рассказом о нем

Начинает
овладевать
умением слушать
взрослого и
выполнять его
инструкцию.

или девочки)
интересно – себя,
своих друзей,
родных и близких,
образы
окружающего мира
(овощи, фрукты,
деревья,
кустарники,
животные и
человек,
сооружения,
машины и др.);
явления природы
(дождь, снегопад и
др.) и яркие
события
общественной
жизни (праздники
и др.). Начинает

что для него
(мальчика или
девочки) интересно
или эмоционально
значимо.
Самостоятельно
находит в
окружающей
жизни,
художественной
литературе и
природе простые
сюжеты для
изображения и
передаёт их с
помощью
доступных средств
выразительности
(формы,
пропорции, цвета).

самостоятельно
находить для
изображения
простые сюжеты в
окружающей
жизни,
художественной
литературе и
природе.

Начинает
интересоваться
историей народных
промыслов.

Слушает взрослого При создании
и выполняет его
рисунка, лепки,
инструкцию.
аппликации и в
конструировании
начинает
овладевать
умениями работы
по правилу и
образцу.

него интересно или
эмоциональнозначимо, отражая
характерные
признаки:
очертания формы и
цвет.
Самостоятельно
находит в
окружающей
жизни,
художественно
литературе
простые сюжеты
для изображения.
Испытывает
чувство уважения к
труду народных
мастеров.

При создании
рисунка, лепки,
аппликации и
конструировании
умеет работать по
правилу и образцу.
Способен под
руководством
взрослого и
самостоятельно
оценить результат
собственной
22

деятельности,
определить
причины
допущенных
ошибок, наметить
пути их
исправления и
добиться
результата.
9. Овладевший
необходимыми
умениями и
навыками

В штрихах, мазках
и пластической
форме улавливать
образ.
Рисование
Умеет: правильно
держать
изобразительные
материалы
(карандаш,
фломастер,

Умеет:
В штрихах, мазках
и в пластической
форме улавливать
образ и
рассказывать о
нём.
Рисование
Умеет:
Понятно для
окружающих

Умеет при
создании
изображения
проявлять
элементы
воображения,
фантазии.
Рисование
Умеет:
Рисовать гуашью
(по сырому и

Может создать
новое
произведение,
придумать
варианты одно и
той же темы,
отталкиваясь от
отдельных
признаков в
действительности в
сочетании с

восковые мелки,
кисть и др.) и
действовать с
ними;
Проводить линии в
разных
направлениях,
обозначая контур
предмета и
наполняя его
деталями, что
делает
изображаемый
предмет
узнаваемым;
Дополнять
созданное
изображение

изображать всё то,
что вызывает у
него интерес;
Передавать
характерные
признаки
предмета:
очертания формы,
пропорции, цвет;
Путём смешивания
краски создавать
цветовые тона и
оттенки.
Лепка
Умеет:
Действуя с
пластическим
материалом

сухому);
Использовать
способы
различного
наложения
цветового пятна и
цвет, как средства
передачи
настроения,
состояния,
отношения к
изображаемому
или выделение в
рисунке главного;
Украшать
созданные
изображения.
Лепка

направленностью
воображения на
решение
определённой
творческой задачи.
Может подчинять
своё воображение
определённому
замыслу, следовать
заранее
намеченному
плану, внося в него
некоторые
коррективы.

рассказом о нём.
Лепка
Умеет:

(глиной,
пластилином,
пластической

Умеет:
Лепить из целого
куска глины,
23

Действуя с
пластическим
материалом
(глиной,
пластилином,
пластической
массой),
отщипывать или
отрывать от
основного куска
небольшие
комочки,
скатывать,
сплющивать,
прищипывать и
оттягивать
отдельные детали,
создавая
изображение
знакомых овощей,

массой),
отщипывать или
отрывать от
основного куска
небольшие
комочки и
раскатывать их
круговыми или
прямыми
движениями
ладоней рук;
Соединять готовые
части друг с
другом;
Украшать
созданные
изображения с
помощью сетки.
Аппликация
Умеет:

моделируя форму
кончиками
пальцев,
сглаживать места
соединения;
Оттягивать детали
пальцами от
основной формы.
Аппликация
Умеет
пользоваться
ножницами
(вырезать круги из
квадратов, овалы
из
прямоугольников,
преобразовывать
одни
геометрические
фигуры в другие:

фруктов и др.
Аппликация
Умеет:
Различать детали
конструктора по
цвету и форме
(кубик, кирпичик,
пластина, призма);
Создавать

Разрезать
ножницами
длинную полоску
бумаги на короткие
полосы;
Составлять по
образцу
композицию из 2 –
4 готовых

квадрат в
несколько
треугольников,
прямоугольник – в
полоски, квадраты
и маленькие
прямоугольники).
Конструирование
Умеет:

простейшие
постройки: путём
размещения по
горизонтали
кирпичиков,
пластин и
накладывая 4 - 6
кубиков или
кирпичиков друг
на друга; а также
путем замыканием
пространства и

вырезанных из
бумаги форм и
наклеивать их.
Конструирование
Умеет:
Различать детали
конструктора по
цвету и форме
(кубик, кирпичик,
пластина, призма);
Располагать
кирпичики,

Сооружать
различные
конструкции
одного и того же
объекта в
соответствии с их
назначением (мост
для пешеходов,
мост для
транспорта);
Определять, какие
детали более всего
24

использования
несложных
перекрытий.

пластины
вертикально (в ряд,
по кругу, по
периметру
четырёхугольника)
, ставить их плотно
друг к другу, на
определённом
расстоянии;
Создавать
варианты
конструкций с
добавлением
других деталей (на
столбики ворот
ставить
трёхгранные
призмы, рядом со
столбами – кубики
др.);

подходят для
постройки, как их
целесообразнее
скомбинировать;
Планировать
процесс
возведения
постройки в
соответствии с
заданным
условиями
(машины для
разных грузов;
гаражи для разных
машин и др.);
Понимать
зависимость
структуры
конструкции от её
практического

Изменять
постройки двумя
способами:
заменяя одни
детали другими
или надстраивая их
в высоту, длину
(низкая и высокая
башенка, короткий

использования;
Владеть
обобщенными
способами
формообразования
в работе с бумагой
(закручивать
прямоугольник в
цилиндр, круг в

и длинный поезд);
Практически
знаком со
свойствами разной
бумаги;
Владеет способами
конструирования
путём складывания
квадратного листа
бумаги: 1) по
диагонали; 2)
пополам с

тупой конус) и
создавать разные
выразительные
поделки на основе
каждого из них;
Создавать игрушки
для игр с водой,
ветром, для
оформления
помещений в
праздники, для игр
– драматизаций,
25

совмещением
противоположных
сторон и углов и
может
изготавливать
простые поделки
на основе этих
способов.

спортивных
соревнований,
театральных
постановок и др.
Осваивать способы
изготовления
предметов путём
переплетения
полосок из
различных
материалов, а
также в технике
папье – маше.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Материально-техническое обеспечение Программы
Помещение для проведения занятий: изостудия
Перечень оборудования из расчета на 10 обучающихся:
Столы – 5 шт.;
Стулья – 10 шт.;
Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 шт.;
Цветные карандаши – 15 коробок.
Простые карандаши – 15 шт.
Мелки восковые - 15 коробок.
Краски гуашь – 15 шт.
Акварель -15 шт.
Кисти -45 шт. (разного размера)
Фломастеры -15 шт.
Клей-карандаш – 15 шт.
Клей ПВА – 15 шт.
Пластилин - 15 шт.
Ватман – 45 л.
Цветная бумага – 15 наборов
Цветной картон -15 наборов
Белый картон -15 наборов
Бумага для акварели -15 наборов
Ножницы -10 шт.;
Емкость-непроливайка -10 шт.;
Фартуки -10 шт.;
Природный материал
Фрагменты ткани
26

Кадровое обеспечение Программы: в реализации программы принимает участие педагог
дополнительного образования, имеющий высшее профильное образование
Методические условия
Методические материалы, средства обучения и воспитания
Программно-методическое обеспечение:
1 И.А. Лыкова «Цветные ладошки. Парциальная программа художественноэстетического
развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности», М., 2017
2. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа», М.,
2017
3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», М., 2017.
4. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа, М.2018
5. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная
группа, М.2018
6. И.А. Лыкова «Парциальная программа «Умные пальчики». Конструирование в детском
саду», М.,2016
7. Н.Г. Салмина, А.О. Глебова «Видим, понимаем, создаем». РТ №1 для детей 3-4 лет
8. Н.Г. Салмина, А.О. Глебова «Видим, понимаем, создаем». РТ №2 для детей 3-4 лет
9. Л.В. Куцакова «Художественное творчество и конструирование», М.2016 1
10. И.А. Лыкова «Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа», М.,2015
11. И.А. Лыкова «Конструирование в детском саду. Средняя группа
12. И.А. Лыкова «Конструирование в детском саду. Старшая группа
13. И.А. Лыкова «Конструирование в детском саду. Подготовительная группа
14. И.А. Лыкова «Дидактические игры и занятия»
15. И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»
Дидактический и демонстрационный материал
1. Искусство детям Чудесная Гжель. Учебное издание. Мозаика-Синтез М. 2009
2. Искусство детям Каргопольская игрушка. Учебное издание. Мозаика-Синтез М. 2009
3. Искусство детям Дымковская игрушка. Учебное издание. Мозаика-Синтез М. 2009
4. Искусство детям лепим народную игрушку. Учебное издание. Мозаика-Синтез М. 2010
5. Искусство детям Узоры Северной Двины. Учебное издание. Мозаика-Синтез М. 2009
6. Искусство детям Филимоновские свистульки. Учебное издание. Мозаика-Синтез М. 2009
7. «Наш вернисаж»» наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей «Румяные
матрешки» альбом для детского художественного творчества. ИД «Карапуз» М. 2009
8. «Наш вернисаж» наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей «Подносы из
Жостова» альбом для детского художественного творчества. ИД «Карапуз» М. 2009
9. «Наш вернисаж» наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей «Чудесные
Писанки» альбом для детского художественного творчества. ИД «Карапуз» М. 2009
10. «Мозаика»» наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей «Птицы» альбом
для детского художественного творчества. ИД «Карапуз» М. 2009
27

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль над степенью овладения художественными навыками осуществляется в
процессе каждого занятия. Особой формой контроля является работа над групповым проектом,
позволяющая наблюдать наличие навыков в комплексе.
Способами определения результативности программы являются:
1. Выставки детских работ, организуемые в группах после проведённой образовательной
деятельности.
2. Участие в городских, районных, областных конкурсах, участие в городских выставках.
3. Творческий отчёт руководителя на Педагогическом совете.
4. Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения.
1 балл - требуется корректирующая работа педагога (ребёнок имеет отрывочные,
бессистемные представления по указанному критерию)
2 балла - средний уровень развития (ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные
представления по указанному критерию);
3 балла - высокий уровень развития (ребёнок имеет полностью усвоенные представления по
указанному критерию);
Карта диагностики 1 год обучения (3 – 4 года)
ФИО:
Критерии оценки

Баллы

Знает:

Умеет:

Средний балл
Карта диагностики 2 год обучения (4 – 5 лет)
ФИО:
Критерии оценки

Баллы

Знает:

Умеет:

28

Средний балл
Карта диагностики 3 год обучения (5 – 6 лет)
ФИО:
Критерии оценки

Баллы

Знает:
Умеет:

Средний балл
Карта диагностики 4 год обучения (6 – 7 лет)
ФИО:
Критерии оценки

Баллы

Знает:
Умеет:

Средний балл

29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2010. - 224 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
2. Гибсон Р. Большая книга увлекательных занятий для детей/пер. с англ.
Л.Я.Гальперштейна и О.Н.Солодовниковой. -М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС»,2005. -192 с.
3. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами
цветоведения: Методическое пособие. -Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. -48 с.+ цв. Вкл.
4. Капличная Т.М., Михайлова Т.Б. Путешествие в страну Ремесел/худож. И.Я.
Кокорникова; Урал. Центр нар. Промыслов и ремесел. - Екатеринбург, 2009. - 16 с.: цв. Ил.
5. Пухова О.А. Маленький художник, или рисую сам/О.А.Пухова. -Ростов н/Д: Феникс,
2008. -188, (1) С.: ил.- (Школа развития).
6. Рокина Т.Л, Нетрадиционные виды изобразительной деятельности и использование их в
начальных классах общеобразовательной школы (методические рекомендации) г. Екатеринбург
1996 г.
7. Шматова о. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для
детей и взрослых / Ольга Шматова. -М.: Эксмо, 2011. - 112 с.: ил.
8. Волшебный мир народного творчества. Учеб. Пособие для подгот. Детей к шк. В 2 ч.
Ч.1/Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др.; Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.:
Просвещение, 2001. - 79 с.: ил.
9. Энциклопедия рисования/ Авт.-сот. М.В.Адамчик- Минск:Харвест, 2010.-128 с.: илл.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».