Программа дополнительного образования Мир головоломок.Смарт-тренинг для дошкольников

Содержание
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................................... 3
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................................................ 4
1.1.Пояснительная записка. ........................................................................................................... 4
1.2. Цели и задачи Программы ...................................................................................................... 6
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы ........................................................... 7
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников ............................................. 9
1.5. Планируемые результаты освоения Программы. ............................................................... 11
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.................................................................................................. 13
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями ................... 15
2.2. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации ........................ 16
2.3. Взаимодействие ДОУ с семьей ............................................................................................ 17
2.4. Календарно-перспективное планирование ......................................................................... 20
3. Организационный раздел ............................................................................................................. 31
3.1. Календарный учебный график ............................................................................................. 31
3.2.Материально-техническая база ............................................................................................. 32
3.3.Организация развивающей предметно-пространственной среды ..................................... 32
3.4.Перечень литературных источников. ................................................................................... 33

ВВЕДЕНИЕ
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей является одной
из самых актуальных проблем педагогики. У дошкольников с хорошо развитым
интеллектом больше уверенности, высокий объем памяти и внимания, они
лучше подготовлены к школе. Современный ребенок должен не только много
знать и уметь применять знания на практике, но и быть инициативным,
самостоятельным, способным на творческий подход к любому делу. «В труде, в
учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку
сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать — все то, что
метко определяется одним словом «смекалка». Смекалку можно воспитать и
развить систематическими и постепенными упражнениями». Доказано и
подтверждено временем: для сохранения работоспособности мозга на долгие
годы, необходимо его тренировать. Неслучайно люди, которые заняты
интеллектуальным трудом, в большинстве случаев сохраняют ясность мысли и
хорошую память до преклонных лет.
Как известно, с самого рождения ребенок видит, реагирует на звуки, но,
чтобы ребенок развивался, его необходимо учить рассматривать, слушать и
понимать то, что он воспринимает, анализировать, делать выводы
умозаключения. Из множества заданий и упражнений, которые предлагает
взрослый ребенку, игры — головоломки — одно из действенных средств
умственного развития.
Головоломки обладают рядом характерных особенностей: им присуще
свойство увлечь как взрослого, так и ребенка, до сих пор не проявлявшего
интереса к ним, разжечь стремление к умственным упражнениям. Во-первых,
головоломка - это интересная игра. Во-вторых, ребенок, выбирая варианты
решения головоломок, невольно становится самостоятельным,
целеустремленным. В-третьих, ребенок, который умеет играть с головоломками,
научится быстро читать, писать, считать и решать задачи. В-четвертых,
головоломки способствуют интеллектуальному развитию, а именно таких
качеств, как сообразительность, находчивость, а также развитию
математических способностей. К тому же, решение головоломок - это не
простое время провождение. Головоломки способствуют созданию
воображаемого образа. Любая получившаяся фигура, может развить
воображение малыша до такой степени, на которую не способны даже взрослые.
Так как решения головоломок чаще всего нестандартные, это позволяет
развивать творческие способности ребенка, формирует умение находить выход
из любой ситуации, в то же время развивает умение мыслить последовательно и
системно. И чем чаще ребенок будет решать головоломки, тем больше у него
будет нестандартных путей решения той или иной задачи. Ребенок имеет
возможность самостоятельного решения, убеждается в важности ценности его
собственных поисков и усилий. Это развивает самостоятельность, осознанность
действий.

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка.
Данная разработка программы предлагается педагогам-психологам ДОО,
воспитателям. Программа направлена на комплексное развитие различных
видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения; сенсорной и
двигательной сфер ребенка; формирование нестандартного мышления и логики.
Образовательная Программа дополнительного образования спроектирована с
учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного
учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Данная
программа ориентировалась на образовательную программу дошкольного
образования дошкольной образовательной организации : Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 545
«Рябинка»
Образовательная программа дополнительного образования разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми документами по
дошкольному воспитанию:
* Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ;
* Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября
2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
* Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
* Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242
«Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разно-уровневые программы);
* Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года М 28 «Об утверждении СанПиН СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы ОО ДОД».

Актуальность программы
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют
осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели
воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на
бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных
возможностей. Именно она легла в основу данной 5 программы. Главной
задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников
через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.
Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она
оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества
пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая
математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную
умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все
умственные задачи - поиски путей решения -реализуются средствами игры и в
игровых действиях.
Характерные особенности программы:
1. Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и
воспитания детей.
2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных
возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
3. Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами
деятельности, использование
различных способов и приемов в обучении.
4. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
5. Использование новейших разработок по теме «Математическое развитие
дошкольников». Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких
как игры-головоломки Красноухова В.И.
6. Применение здоровьесберегающих технологий.
7. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от
простого к более сложному.
8. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и
ребенок, ошибаться.
9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность
заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску
решения, в том числе и экспериментальным путем.
Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют
новизну.
Технология организации смарт-тренинга
Что такое смарт-тренинг в дошкольной образовательной организации?

Начнем с определения слова «смарт» (от англ. таг) основное значение которого
определяется как, толковый, сообразительный, умный, находчивый.
Акроним «та» хорошо известен, как метод определения «умной» цели и
постановки задач, расшифруем его:
S.M.A.R.T.
Specific– конкретный
Measurable – измеримый
Attainable – достижимый
Relevant – значимый
Time-bound – ограниченный во времени
Слово «тренинг» (англ. training от train– обучать, воспитывать) обозначает
метод активного обучения, направленный на развитие ЗУН (знаний, умений и
навыков).
Согласно Приказу Минкультуры РФ от 06.05.2008 №71 «...под тренингами
понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала
минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке
навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально
заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить
необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к
собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе».
Под смарт-тренингом для дошкольников мы будем понимать метод активного
обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие
познавательного интереса, сообразительности и находчивости. Организация
игровой деятельности в смарт-тренинге предполагает, прежде всего, умственное
воспитание детей дошкольного возраста.
Отличительной особенностью программы является то, что дети
непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению,
затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу
ребёнка. Программа предполагает возможность индивидуального пути
саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий,
соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий
Программа разработана для детей 5 - 7 лет. Учебный-тематический план
рассчитан на 32 часа —2 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет
30 минут. Обучение осуществляется в
группах с постоянным составом, конкурсный отбор в группы не предусмотрен.

1.2. Цели и задачи Программы

Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников
элементарного логического мышления с использованием современных
педагогических технологий.
Задачи программы:
Развивающие:
Развитие мышления, памяти, внимания.
Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
Гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.
Создание условий с использованием здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе для развития личности ребенка.
Воспитательные:
Взаимодействие с семьей, направленное на целостность психического,
физического, умственного и духовного развития личности ребенка.
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть
себя глазами окружающих.
Обучающие:
Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия.
Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию,
творческое начало.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС. Работа с
дошкольниками по данной программе строится на основе следующей системы
дидактических принципов:
Принцип активной позиции ребенка. Не делать задания за ребенка, не давать
готовых ответов, не спешить с подсказкой, а подводить к решению с помощью
различных приемов, вопросов.
Научить ребенка решать проблемные задания самостоятельно, побуждать к
активным и самостоятельным действиям.
Принцип системности и регулярности использования игрголоволомок в работе с
детьми.
Головоломки применяются в работе с детьми не от случая к случаю, а в
определенной системе, во взаимосвязи всего материала: от простого к
сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Используются
регулярно как в течение дня в разных режимных моментах, так и в течение
недели. Деятельность состоит из законченных шагов.

Принцип индивидуального подхода к ребенку. Подбор заданий с учетом не
только возрастных особенностей детей, сколько индивидуальных способностей
каждого ребенка.
Принцип использования адекватных возрасту форм работы с детьми. Не
забывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и
ведущим видом деятельности для них является игра. Больше использовать
игровых приемов. Развивающий материал не должен быть легким, трудность
должна быть оптимальной.
Принцип наглядности. Ребенку легче воспринимать материал, опираясь на
иллюстрации, схемы, объекты, что способствует возможности 8 увидеть их в
реальном, действительном виде, поддержать внимание. Не забывать о разумном
количестве наглядного материала.
Принцип интеграции. Процесс обучения головоломкам будет более
эффективным, если их включать в различные образовательные области.
Принцип успешности. Ребенок, да и любой взрослый, любит заниматься тем,
что у него хорошо получается. Чтоб ребенку нравилось решать головоломки, он
должен почувствовать себя успешным в этом деле. Особенно большое значение
имеет первый опыт.
Принцип вариативности, новизны. На базе одной головоломки можно давать
различные варианты заданий. Также можно использовать вариативность и в
использовании методов и приемов: то используем загадки, то игровую
ситуацию, то художественное слово, или обыгрывание конструкции.
Принцип поддержки инициативы: детей в решении головоломок. Не следует
критиковать ребенка за неправильную попытку решения задания,
рекомендуется избегать негативной оценки его работы. Не следует прерывать
пробы и поисковые действия ребенка словами «не так», «неправильно»,
«неверно». Пусть ребенок сам на практике оценит правильность своих
действий.
Если ребенок долго пытается решить задание неверным способом, можно
сказать ему «попробуй по-другому». В дошкольном возрасте инициативность
связана с проявлением любознательности, пытливости ума,
изобретательностью.
Принцип сотрудничества с семьей. Семейное воспитание является
незаменимым и важным в жизни ребенка, стоит на первом месте по своей силе
и действенности. Авторитет родителей для ребенка бесспорен. Добиться
хороших успехов в привитии ребенку каких-либо навыков или
качеств без поддержки семьи сложно. Необходимо повышать активность
родителей, создавать
необходимые условия для того, чтобы они смогли включиться в работу по
освоению головоломок детьми, по привитию интереса детям к
интеллектуальным хобби.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Особенности развития психических процессов у детей от 5 до 7лет
Знание особенностей развития психических процессов у детей с «нормой» на
каждом возрастном этапе является важным моментом, как для педагогов, так и
для родителей. Это основа, на которой строится предположение о наличии в
развитии конкретного ребёнка возможных нарушений.
Восприятие
К 5-6 годам представления об окружающем становятся системными.
Восприятие становится детальным, объём его возрастает до шести объектов 9
одномоментно. Ребёнок знает, называя в свободной речи, основные цвета,
большинство оттенков, дифференцирует их, называет тона цветов.
Раскладывают по величине предметы от 6 и больше. Узнава и называет все
основные геометрические фигуры, включая многоугольник, ромб. К 6-7 годам
дошкольник узнаёт и называет все цвета, оттенки, тона цветов, получает
нужные цвета путём смешивания, называет оттенки: лимонный, сиреневый,
раскладывает до 10 предметов по величине при зрительном соотнесении,
использует мерки. Развито целостное восприятие, ребёнок охватывает не только
отдельные части предмета, но и всю фигуру в целом. Доступны
пространственные отношения.
Внимание
Элементарная форма произвольного внимания появляется в 5-6 лет и уже под
влиянием саморегуляции. Внимание сложившемся двухканальное. Способен
действовать сосредоточенно 10-25 минут, не отвлекаясь на внешние
раздражители. В этот период формируется волевое внимание.
Находит 6-7 отличий между двумя сюжетными картинками. Сосредоточенность
возрастает до 25 минут. Объём внимания достигает 6- 7 объектов.
Предшкольник - ребёнок 6-7 лет. Способен концентрировать внимание до
получаса (11-30 минут). Однако дети с гиперактивностью или с задержкой
психического развития - не более 12 минут. Развивается внутренняя речь, как
регулятор произвольного внимания. Удерживают свое внимание на
интеллектуально важных для них объектах. Объём внимания 8- 10 объектов.
Находят до 10 отличий между двумя сюжетными картинками. Однако следует
отметить, что непроизвольное внимание всё-таки остается преобладающим на
протяжении всего дошкольного периода. При выполнении упражнений,
требующих длительного напряжения и произвольного внимания, желательно
включать продуктивную деятельность, делать паузы со сменой деятельности.
Внимание является условием, обеспечивающим продолжительность любого из
процессов.
Память
Способность контроля себя при запоминании и воспроизведении появляется в
возрасте 5-6 лет, хотя память всё ещё большей частью непроизвольная. На
данном этапе мы можем говорить о возникновении произвольной памяти.

Широко проявляются личные воспоминания. Количество картинок или слов,
которые ребёнок может запомнить возрастает до 6-8 предметов. Может
пересказать рассказ близко к тексту, запоминает последовательность элементов
танца. В 6-7 лет овладевает, собственно, мнемической деятельностью, у него
развивается произвольная память, умение себя концентрировать 10 процесс
усвоения, прилагая усилия. Объем нормального запоминания от 8 предметов
«до 10 из 10 предложенных». Овладевают логическими приёмами запоминания,
появляются признаки смыслового запоминания. При активной деятельности
ребёнок запоминает материал лучше, чем в пассивном состоянии. «Хоропю
развита у детей данного возраста эйдетическая память», когда ребёнок способен
удерживать в памяти ситуации, образы.
Некоторые психологи её называют ещё фотографической памятью или
феноменальной зрительной памятью.
Мышление
Для детей 5-6 лет характерны зачатки словесно-логического мышления.
Наглядно- образное мышление дает возможность понимать схематическое
изображение - планы комнат, лабиринты, находить в комнате по заданию и по
схеме спрятанные предметы. На этом возрастном этапе развивается
прогностическая функция, что позволяет видеть перспективу событий. Ребёнок
начинают осваивать символы, владеет мыслительными операциями, способен
без затруднений собрать разрезную картинку из 6-7 частей. В 6-7 лет словеснологическое мышление выходит на первый план, хотя ведущим всё ещё остаётся
наглядно-образное, и становится доминирующим среди других типов познания,
может оперировать образами и в уме решать задачи на логику, выстраивать
логические ряды, последовательность событий. Разрезные картинки от 7 до 10 и
больше. Развивается абстрактно-символическое, пространственное мышление.
Владеет всеми мыслительными операциями, но остаются трудности в переносе
усвоенных навыков на решение новых задач Фактически все виды мышления
между собой взаимосвязаны и о преобладающем виде мышления на том или
ином этапе развития мы можем говорить лишь относительно.
Например, мы, считаем, что владеем, в какой-то мере, самыми высшими видами
мышления, но предметно-действенное мышление используем, когда нет
возможности предвидеть результат, следуя поговорке «пока не попробуешь - не
узнаешь, что получится», хотя относим мы его к возрасту 2-3 года. Мышление
совершенствуется в ходе усложнения познавательной деятельности и речевого
развития.

Воображение
В 5-6 лет остаётся «опредмечивание», но заданный элемент действительности
не просто превращается в некоторый предмет, но и наполняется деталями.
Ребёнок может дорисовать изображение, дополнив его деталями; способен
самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю на заданную тему.
Воссоздаваемые образы эмоциональны. Внешняя опора подсказывает замысел,
и ребенок 6-7 лет произвольно планирует его реализацию, подбирая средства.
Может использовать 11 незаконченную фигурку как деталь сюжетной
композиции; сочиняет сказку или историю на заданную тему, сравнительно
оригинальную и наполненную деталями. Воображение носит проективный
характер, так как в этом возрасте появляются выдуманные миры друзей и
врагов.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы.
К ожидаемым образовательным результатам освоения программы «Мир
головоломок»следует отнести социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений детей дошкольного возраста. Дети не
должны осваивать в обязательном порядке технологию смарт-тренинг и уметь
быстро решать все виды головоломок. Планируемые результаты завершения
смарт-тренинга для дошкольников «Мир головоломок»
Дети могут:
* знать разные виды головоломок: геометрические головоломки на плоскости,
объемные,
лабиринты, словесные;
* владеть способами и правилами решения головоломок;
* использовать алгоритм при решении головоломок;
* понимать заданную инструкцию и применять се в решении головоломок;
* владеть элементами логического, наглядно-образного мышления, целостного
восприятия, произвольного внимания и воображением;
* ориентироваться в пространстве, анализировать, синтезировать, сравнивать,
обобщать, классифицировать;
* проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность,
целеустремленность.
Показатели:
* Сформированность представлений о головоломках, развитие интереса к ним.
* Овладение способами и правилами решения головоломок, понимание
инструкции.
* Развитие психических познавательных процессов (мышление, внимание,
память, восприятие, воображение).
* Сформированность продуктивного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми.
* Наличие самоконтроля.
1.6. Система оценки результатов освоения Программы

Для изучения полученных детьми знаний, умений и навыков проводится
мониторинг развития логического мышления и его операций. Способ проверки
результатов работы: мониторинг усвоения детьми операций логического
мышления (вводный — сентябрь; итоговый — май);
открытые занятия.
Критерии оценки
Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Знает и называет разные
виды головоломок,
проявляет к ним
интерес.
Систематически
применяет усвоенные
способы для решения
головоломок, четко
соблюдая необходимую
последовательность
действий. Понимает
заданную инструкцию и
применяет ее в решении
головоломок.
Ориентируется в схеме
без помощи взрослого.
При решении
головоломок
анализирует схему,
делает умозаключения,
предположения,
проверяя их в
практической
деятельности.
Самостоятельно находит
творческие
конструктивные
решения.
Сформированы
пространственные
представления. Хорошо
ориентируется на
плоскости при решении

Проявляет интерес к
головоломкам, но
испытывает затруднения
назывании головоломок,
Испытывает
затруднения в
применении способов
решения головоломок,
чаще не учитывает
последовательность
действий, прибегает к
помощи взрослого или
сверстников. Понимает
заданную инструкцию и
применяет ее в решении
головоломок.
Испытывает
затруднения при работе
со схемой. Проводит
анализ схемы по
вопросам взрослого,
затрудняется делать
умозаключения,
предположения.
Использует стандартные
конструктивные
решения.
Пространственные
представления
сформированы
частично. Самоконтроль
сформирован
недостаточно, не всегда

Испытывает
затруднения в
назывании головоломок,
интерес к головоломкам
неустойчивый.
Решает головоломки при
непосредственной
помощи
взрослого.
Не всегда понимает
предложенную
инструкцию, не
ориентируется в схеме.
Не анализирует схему,
не
делает умозаключения,
предположения. К
изменению
конструкции не
стремится.
Испытывает
затруднения при
ориентировке в
пространстве.
Самоконтроль
проявляется
только в присутствии
взрослого, коррекцию
своих
ошибок производит по
указанию взрослого
Не согласовывает свои
действия с действиями

лабиринтов,
геометрических
головоломок на
плоскости и объемных
головоломок. Проявляет
самоконтроль при
решении головоломок,
корректируя свои
ошибки. Устанавливает
продуктивное
взаимодействие со
взрослыми и
сверстниками в ходе
игровой деятельности
при решении
головоломок

корректирует свою
деятельность при
решении головоломок
Согласовывает свои
действия и действия
сверстников, не всегда
продуктивно умеет
договариваться,
прибегает к помощи
взрослого.

сверстников, постоянно
нуждается в контроле со
стороны взрослого

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития
ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач.
Дошкольникам использовать ранее приобретённый опыт и приобретать новый
поможет пошаговая система достижения поставленной цели, представляющая
собой технологию смарт-тренинга для дошкольников: от логических
упражнений к головоломкам- геометрическим на плоскости и объёмным.
Мыслительные операции на занятиях:
1. Анализ — синтез.
Цель - учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;
учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка — котенок, собака —
7 (щенок)).
Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск
противоположностей (легкий — тяжелый, холодный — горячий). Работа с
пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и
геометрических фигур.
2. Сравнение.
Цель - учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей.
Совершенствовать ориентировку в пространстве. Игры и упражнения:
закрепление понятий: большой — маленький, длинный — короткий, низкий —
высокий, узкий — широкий, выше — ниже, дальше — ближе и т.д.

Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на
2-х похожих картинках.
3. Ограничение.
Цель - учить выделять один или несколько предметов из группы по
определенным признакам.
Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией
только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение
четвертого лишнего.
4. Обобщение.
Цель - учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам.
Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания
детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель,
посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
5. Систематизация.
Цель - учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей;
учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения:
магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление
рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической
последовательности.
6. Классификация.
Цель - учить распределять предметы по группам по их существенным
признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими
7. Умозаключения.
Цель - учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать
расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и
упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например,
когда идет дождь, он питает растения — это хорошо, но плохо то, что под
дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности
тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?).
Решение логических задач.

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Согласно
ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно,
в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход
обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных
взаимодополняющих направлениях развития и образования детей:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
Образовательная область по ФГОС ДО
Социально- коммуникативное развитие
Развитие культуры общения
Развитие продуктивного воображения, постигающего мышления, ориентации на
позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др. в ходе
творческого приобщения к социуму, миру труда. Первоначальное осмысление
потенциальных опасностей, которые таит окружающая действительность,
необходимости соблюдать правила поведения в различных ситуациях и беречь
своё здоровье, природу.
Основные виды деятельности : Игровая, коммуникативная, познавательноисследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд
Познавательное развитие
Развитие культуры познания
Развитие продуктивного воображения и творческого мышления в процессе
решения познавательных задач, создание условий для построения ребенком
целостной образно- смысловой картины мира, формирование начал
самопознания
Основные виды деятельности: Игровая, познавательно- исследовательская,
коммуникативная
Речевое развитие
Развитие культуры речи
Развитие речевых способностей и умений, предпосылок чтения и письма,
овладение способами и нормами практического общения в различных
жизненных ситуациях
Основные виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательноисследовательская

Художественно- эстетическое развитие
Развитие художественно- эстетической культуры
Развитие эстетического мировидения, освоение эмоционально-нравственной
культуры, формирование творческого воображения и образного мышления
средствами художественно- эстетических видов деятельности, предпосылок
общей художественной и художественно- конструктивной умелости
Основные виды деятельности: Изобразительная деятельность, конструирование,
музыкальная,двигательная игровая, восприятие художественной литературы и
фольклора, коммуникативная
Физическое развитие
Развитие культуры: движений и оздоровительная работа
Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному
творчеству; создание условий развития здоровья детей на основе формирования
эмоционального воображенияОсновные виды деятельности: Двигательная,
игровая, коммуникативная
2.2. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации
программы
Дидактические методы и приемы обучения.
Все принципы представляют набор дидактических методов и приемов,
способствующих эффективному обучению детей решению головоломок.
Словесный метод - позволяет в доступной для детей форме излагать учебный
материал. Главным инструментом является слово.
Приемы:
- объяснения, в ходе которых раскрываются новые понятия, термины, задачи
деятельности, последовательность решения задачи, устанавливаются причинноследственные связи и зависимости;
- разговор (беседа), в ходе диалогового общения применяются вопросы,
побуждающие к мыслительной деятельности, вопросы, направленные на
уточнение задачи, на выводы и заключения;
- рассказ, в ходе которого излагается материал в виде описания, инструкции,
информации;
- рассуждение, в котором дается последовательное развитие положений,
подводящих детей квыводам при решении задачи;
- художественное слово;
- педагогическая оценка.
Словесный метод и приемы активно применяются в обучении дошкольников.
Успех словесных методов обучения напрямую зависит от владения ими самим
воспитателем, и от того насколько правильно и в какой форме это
преподносится детям. Для достижения результата словесные методы и приемы
лучше сочетать с игровым, а так же наглядным и практическими.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами,

указаниями, объяснениями, пояснениями, показом
Приемы:
-развивающие игры, в процессе которых происходит развитие психических
процессов или усовершенствование различных умений и навыков;
- игровая ситуация; - введение игрового персонажа;
- введение элементов соревнования;
- создание эмоциональных ситуаций.
Наглядный метод — при использовании, которого, педагог направляет
восприятие ребенка на выделение в объектах основных, существенных
признаков, частей, на установление причинно- следственных связей и
зависимостей между объектами и их частями.
Приемы:
- наблюдение — целенаправленный способ восприятия объектов;
- показ иллюстраций, схем;
- показ образца (образцом может быть схема, рисунок, модель);
- показ способа действия (всего или частичного на начальном этапе обучения,
эффективнее на другом, но подобном объекте).
Практический метод — овладение практическими умениями.
Приемы:
- упражнение - многократное повторение ребенком умственных или
практических действий заданного содержания в ходе применения педагогом
алгоритмов, заданий, инструкций;
- работа по образцу, схеме;
- моделирование - основано на принципе замещения реального объекта
символом, изображением, знаком, схемой.
Используются предметные модели, предметно-схематические модели,
графические модели.
2.3. Взаимодействие ДОУ с семьей
В направлении выстраивания сотрудничества с семьями детей программа видит
актуальной целью создание условий для построения личностноразвивающего и
гуманистического взаимодействия
всех участников образовательных отношений, то есть воспитанников, их
родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в данном
направлении:
- изучение и понимание особенностей семей воспитанников, их специфических
потребностей в образовательной области, разработка подходов к реализации
сотрудничества с семьями воспитанников;
- построение образовательной среды и педагогического взаимодействия в ней на
основе принципа уважения личности ребенка, признания его полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений как обязательного
требования ко всем взрослым участникам образовательного процесса;

- обеспечение благоприятных педагогических условий для содействия и
сотрудничества детей и взрослых;
- поддержка инициативы и пожеланий семей воспитанников по организации
образовательного процесса;
- формирование отношений партнёрства и доверительности с родителями
воспитанников;
- создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с
образовательной программой организации дошкольного образования и
интересами семьи;
- использование интересных, понятных и удобных в организации родителям
воспитанников форм работы с семьёй;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей по развитию у детей логического мышления при
помощи игр-головоломок
Мероприятия по работе с родителями
1
Консультации
1. «История
Повышение
происхождения
компетенции
головоломок»
родителей в
2.«Памятка для
вопросах
родителей по
использования
работе с
игр-головоломок в
головоломками»
развитии детей
3. « Играем с
головоломками
дома» 4. «Как
развить интерес к
головоломкам»
2
Дни открытых
«Игры –
Представление
дверей
головоломки в
возможности
повседневной
родителям
жизни детей»
познакомиться с
деятельностью
детского сада по
использованию
игрголоволомок в
образовательном
процессе, в
разных видах
деятельности
3
Мастер -класс
«Давайте
Практическое
поиграем и
овладение

подумаем»
«Разминка для
ума» «Поиграем
вместе»

4

Мастерская
головоломок

« Делаем вместе»

5

Игры
интеллектуалов

«Загадка дня»

взрослыми
приёмами и
методами работы
с детьми по
формированию у
них интереса к
играм
головоломкам и
овладению
навыками
логического
мышления.
Демонстрация и
обогащение
практического
опыта родителей
в решении разных
видов
головоломок
Совместная
деятельность
педагогов,
родителей и детей
по
сбору игрголоволомок и
изготовлению
новых
Совместные игры
на развитие
логического
мышления и
творчества
дошкольников

2.4. Календарно-перспективное планирование
1 год обучения
Период
прохождения

Название игры

Действия

Логическая игра по
образцу
«Горка»
(карточка №1)
«Цветы»
( карточка №2)
«Паровозик»
(карточка №3)
Логическая игра
по памяти
«Горка»
(карточка №1)
«Цветы»
( карточка №2)
Знакомим детей с
головоломкой
«Складушки»
Логическая игра
по памяти
«Паровозик»
(карточка №3)
Логическая игра по
схеме
«Лесенка»
(карточка№4)
«Светофор»
(карточка №5)

Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания

Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания.
Вариация с цветом

Вид головоломок

Сентябрь
1-2 неделя

мониторинг

3 неделя

«Складушки»
(сложность 1 звезда)

4 неделя

«Складушки»
(сложность 1 звезда)

Октябрь 1 неделя

«Складушки»
Логическая игра по
(сложность 2 звезды) схеме «Колобок»
(карточка №5)
«мячи» (карточка
№6) «Тарелки»
(карточка № 7)

Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания

2 неделя

«Слагалица»
(сложность 1 звезда)

3 неделя

«Слагалица»
Логическая игра по
(сложность 2 звезды) схеме «Дерево» (К.
№7) «Краб» (К. №6)
«ЗамОк» (к. №8).
«Слагалица»
Логические игры по
схеме по выбору
детей, любой
сложности.

4 неделя

Ноябрь
1 неделя

«Слагалица»

Логическая игра по
образцу
«Домик»
(карточка №1)
«Ракета»
(К .№2)
Логическая игра по
схеме
«Самолёт»
(К. №3)
«Самолётик»
(к. №4)
Знакомим детей с
головоломкой
«Слагалица»

Соревнование между
детьми, между

Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания

Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме
Составление
силуэтов
предметов и
объектов
по образцу, по
памяти,
по словесному
описанию.
- Выкладывание
силуэтов предметов
и
объектов путем
наложения на
готовый
образец, имеющий
контурное деление
на геометрические
формы. Составление
силуэтов предметов
и
объектов по схеме.
- Используем
карточки
первого/второго
уровней сложности.
- Составление
силуэтов предметов

парами,
между командами

2 неделя

Головоломка
«Репка»
(сложность 1 звезда)

Логическая игра по
образцу
Карточка №1
«Рассмотри. Назови.
Собери»
Карточка №2
«Киска»
Логическая игра по
памяти
Карточка №3
«Рубашка»
Карточка №4
«Рассмотри. Назови.
Собери»
Карточка №5
«Утёнок»
Знакомим детей с
головоломкой
«Репка»

3 неделя

Головоломка
Логическая игра по
«Репка»
схеме
(сложность 2 звезды) «Куртка» карточка
№6
«Рыбка» карточка
№7
«Маска животного»
карточка №8

4 неделя

Головоломка
Логическая игра по
«Репка»
схеме
(сложность 2 звезды) «Лебедь» карточка
№15
«Рассмотри. Назови.
Собери» карточки №

и
объектов по схеме
«Кто быстрее»
- Используем
карточки
первого/второго
уровней сложности.
Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания.
Подбирают нужные
детали

Выкладывание
силуэтов предметов
и
объектов путем
наложения на
готовый
образец, имеющий
контурное деление
на
геометрические
формы. Составление
силуэтов предметов
и
объектов по схеме.
Выкладывание
силуэтов предметов
и
объектов путем
наложения на
готовый

13, №14, №16

образец, имеющий
контурное деление
на геометрические
формы. Составление
силуэтов предметов
и
объектов по схеме
Составление
силуэтов предметов
и объектов по
образцу, по памяти,
по словесному
описанию. Выкладывание
силуэтов предметов
и объектов путем
наложения на
готовый образец,
имеющий контурное
деление на
геометрические
формы. Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме.
- Используем
карточки
первого/второго
уровней сложности
- Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме
«Кто быстрее» Используем
карточки
первого/второго
уровней сложности
Поиск и составление
новых образов,
предметов

Декабрь 1 неделя

Головоломка
«Репка»

Логические игры по
схеме по выбору
детей, любой
сложности.

2 неделя

Головоломка
«Репка».

Соревнование между
детьми, между
парами, между
командами

3 неделя

Головоломка
«Репка».

Январь 2 неделя

Головоломка
«Осенний кубик»

Свободная
самостоятельная
деятельность детей с
головоломкой без
схем
Знакомим детей с
головоломкой
«Осенний кубик».

Создание фигуры по
схеме в 2D - формате
Рассматриваем
детали,

3 неделя

Головоломка
«Осенний кубик»
(сложность 1 звезда)

4 неделя

Головоломка
«Осенний кубик»
(сложность 1 звезда)

Февраль 1 неделя

2 неделя

Логические игры по
схеме «Домик»
карточка №3
«Сторожевой пёс»
карточка №2
«Дворец» карточка
№4
Головоломка
Логические игры по
«Осенний кубик»
схеме «Сторожевой
(сложность 1 звезда) пёс» карточка №2
«Дворец» карточка
№4 «Собачка»
карточка №1
«Петушок» карточка
№2
Головоломка
Логические игры по
«Осенний кубик»
схеме «Рыбка»
(сложность 2 звезды) карточка №9,
«Верблюд» карточка
№8 «Рыба» карточка
№10

3 неделя

Головоломка
«Осенний кубик»
(сложность 2 звезды

4 неделя

Головоломка
«Осенний кубик»
(сложность 1,2
звезды)
Головоломка
«Осенний кубик»

Март 1 неделя

2 неделя

Упражнение
«Собираем вместе»
«Домик» Карточка
№3

Головоломка

характеризуем,
обсуждаем
Работа совместно с
воспитателем по
образцу. и
самостоятельный
повтор по карточке
- Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме.
Приём наложения и
приложения
- Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме.

- Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме.
- Выкладывание
силуэтов предметов
и объектов путем
наложения на
готовый образец,
имеющий контурное
деление на
геометрические
формы.
) Логические игры по - Составление
схеме «Узнай.
силуэтов предметов
Расскажи. Построй» и объектов по схеме.
карточки №6, №7
Соревнование между - Составление
детьми, между
силуэтов предметов
парами, между
и объектов по схеме
командами
и по памяти
Свободная
Поиск и составление
самостоятельная
новых образов,
деятельность детей с предметов.
головоломкой без
схем
Знакомим детей с
Подбирают нужные

«Гала-Куб»

головоломкой
Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания.

детали

3 неделя

Головоломка «ГалаКуб» ( сложность 1
звезда)

Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания
по схеме и по памяти

4 неделя

Головоломка «ГалаКуб» (сложность 2
звезды)

Апрель
1 неделя

Головоломка
«Гала-Куб»
( сложность 2
звезды)

Логические игры по
схеме «Крокодил»
Карточка №1
«Тигрёнок» карточка
№2 «Кресло»
карточка №3
Логические игры по
схеме «Грузовик»
карточка №7
«Робот» карточка
№8
Логические игры по
схеме
«Узнай. Расскажи.
Построй»
Карточка №5, №6

2 неделя

Головоломка
«Гала –Куб»»
(сложность 1,2
звезды)

Соревнование между
детьми, между
парами,
между командами

3 неделя

Головоломка «Гала – Свободная
Куб»»
самостоятельная
деятельность детей с
головоломкой без
схем
Головоломки по
Свободная
выбору детей
самостоятельная
«Репка»
деятельность детей с
«Осенний кубик»
головоломками
«Гала-Куб»
«Слагалица»
«Складушки»

- Составление
силуэтов предметов
и
объектов по схеме
«Кто быстрее»
- Используем
карточки
первого/второго
уровней сложности.
Поиск и составление
новых образов,
предметов.

4 неделя

Май 3 неделя
4 неделя

Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания
по схеме и по памяти
Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания
по
схеме и по памяти

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ ПЕРВОГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ

2 год обучения
Период
прохождения
Сентябрь

Вид головоломок

Название игры

Действия

«Складушки»
( сложность 3 звезды)

Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания.
Вариация с цветом.
Творческая
деятельность

Октябрь
1 неделя

«Слагалица»
(сложность 3 звезды)

Логическая игра
по
схеме и по
памяти
«Узнай,
расскажи,
Сентябрь
«Складушки»
( сложность 3
звезды)
Логическая игра
по
схеме и по
памяти
«Узнай,
расскажи,
Рассматриваем,
Логическая игра
по
схеме
«Дом»
(К. №5А)
«Хоровод»
(к. №9А)

2 неделя

«Слагалица»
(сложность 3 звезды)

Логическая игра
по схеме «Дом»

- Выкладывание
силуэтов предметов
и
объектов путем
наложения на
готовый
образец, имеющий
контурное деление
на
геометрические
формы
Составление
силуэтов предметов

3 неделя

«Слагалица»
(сложность 3 звезды)

4 неделя «

Слагалица» (сложность
3 звезды)

Ноябрь 1неделя

«Слагалица»
(сложность 3 звезды)

2 неделя

Головоломка «Репка»
(сложность 3 звезды)

(К. №5, 5Б)
«Хоровод» (к.
№9, 9Б) формы
Логические игры
по
схеме
«Воздушный
змей»
карточка №10,
10А
«Рубашка»
карточка № 11,
11А
«Сумка»
карточка № 12,
12А

и объектов по схеме
без деления на
геометрические
Составление
силуэтов
предметов и
объектов
по схеме, имеющей
частичное контурное
деление на
геометрические
формы («Заверши
образ»). Выкладывание
фигуры с опорой на
карточку -образец с
изображением
силуэта предмета или
объекта без
контурного деления
на геометрические
формы (решение
головоломки).

Логические игры
по схеме
«Жаворонок»
карточка
№13А,13Б
«Кошка»
карточка № 14А,
14Б «Разводные
мосты» карточка
№ 15А, 15Б
Логические игры
по схеме
«Жаворонок»
карточка №13
«Кошка»
карточка № 14
«Разводные
мосты» карточка
№ 15

Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме,
имеющей частичное
контурное деление
на геометрические
формы

Логическая игра
по схеме
«Ворота»
карточка №19А

Выкладывание
фигуры с опорой на
карточку - образец с
изображением
силуэта предмета или
объекта без
контурного деления
на геометрические
формы (решение
головоломки).
Выкладывание
силуэтов предметов
и объектов путем
наложения на

«Ракета»
карточка №20А
«Слон» карточка
№22А

3 неделя

Головоломка «Репка»
(сложность 3 звезды)

Логическая игра
по схеме
«Ворота»
карточка №19
«Ракета»
карточка №20
«Слон» карточка
№22

4 неделя

Головоломка «Репка»
(сложность 3 звезды)

Декабрь 1 неделя

Головоломка «Репка»
(сложность 3 звезды)

Логическая игра
по схеме
«Ворота»
карточка №19Б
«Ракета»
карточка №20Б «Закончи
фигуру» «Слон»
карточка
№22Б
Логическая игра
по схеме «Ель»
карточка №23А
«Репка» карточка
№24А «Кулон
сердечко»
карточка №25А

2 неделя

Головоломка «Репка»
(сложность 3 звезды)

3 неделя

Головоломка «Репка»
(сложность 3 звезды)

Логическая игра
по схеме «Ель»
карточка №23
«Репка» карточка
№24 «Кулон
сердечко»
карточка №25 Логическая игра
по схеме «Ель»

готовый образец,
имеющий контурное
деление на
геометрические
формы. Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме.
- Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме
без контурного
деления

Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме
С ДОБАВЛЕНИЕМ
НЕДОСТАЮЩЕ
ДЕТАЛИ

Выкладывание
силуэтов предметов
и объектов путем
наложения на
готовый образец,
имеющий контурное
деление на
геометрические
формы. Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме.
Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме
без контурного
деления
Составление
силуэтов предметов

карточка №23Б
«Репка» карточка
№24Б «Кулон
сердечко»
карточка №25Б «Закончи
фигуру»
Логическая игра
по схеме
«Чайник»»
карточка №17А
«Грузовик»
карточка №18А
«Человек»
карточка №26А

Январь 2 неделя

Головоломка «Репка»
(сложность 3 звезды)

3 неделя

Головоломка
«Репка»
(сложность 3 звезды)

Логическая игра
по
схеме
«Чайник»»
карточка №17
«Грузовик»
карточка
№18
«Человек»
карточка
№26

4 неделя

Головоломка
«Репка»
(сложность 3 звезды)

Февраль 1 неделя

Головоломка «Осенний
кубик» (сложность 3
звезды)

Логическая игра
по
схеме
-«Закончи
фигуру»
«Чайник»»
карточка №17Б
«Грузовик»
карточка
№18Б
«Человек»
карточка №26Б
Логические игры
по схеме
«Щенок»
карточка №11,
«Собака»

и объектов по схеме
С ДОБАВЛЕНИЕМ
НЕДОСТАЮЩЕЙ
ДЕТАЛИ

Выкладывание
силуэтов предметов
и объектов путем
наложения на
готовый образец,
имеющий контурное
деление на
геометрические
формы. Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме
- Составление
силуэтов предметов
и
объектов по схеме
без
контурного деления

Составление
силуэтов предметов
и объектов
по схеме
С ДОБАВЛЕНИЕМ
НЕДОСТАЮЩЕЙ
ДЕТАЛИ

Создание фигуры по
схеме в 3D - формате
- Выкладывание
силуэтов предметов
и объектов путем

карточка №12
«Печка »
карточка №14

2 неделя

Головоломка
«Осенний кубик»
(сложность 3 звезды)

Логические игры
по
схеме
«Узнай,
расскажи,
построй»
Карточки
№6,№7,13

3 неделя

Головоломка «Осенний
кубик» (сложность 3
звезды)

Соревнование
между детьми,
между парами,
между
командами

4 неделя

Головоломка
«Осенний кубик»
(сложность 1,2,3
звезды)

Свободная
самостоятельная
деятельность
детей с
головоломкой

Март
1 неделя

Головоломка
«Осенний кубик»

Свободная
самостоятельная
деятельность
детей с
головоломкой без
схем

2 неделя

Головоломка «ГалаКуб»

3 неделя

Головоломка «ГалаКуб» ( сложность 3
звезды)

Логические игры
по схеме
«Корабль»
Карточка №10
«Самолёт»

наложения на
готовый образец,
имеющий контурное
деление на
геометрические
формы
Создание фигуры по
схеме в 3D - формате
- Составление
силуэтов предметов
и
объектов по схеме.
Обсуждение схем
- Составление
силуэтов предметов
и объектов по схеме
«Кто быстрее» Используем карточки
первого/второго
уровней сложности
- Составление
силуэтов предметов
и
объектов по схеме и
по
памяти
по желанию
Поиск и составление
новых образов,
предметов.

Вспоминаем с
детьми головоломку
Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания.
Подбирают нужные
детали
Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания
по схеме и по памяти

4 неделя

Головоломка «ГалаКуб» ( сложность 3
звезды)

Апрель 1 неделя

Головоломка «ГалаКуб» ( сложность 3
звезды)
Головоломка
«Гала-Куб»
( сложность 3 звезды)

2 неделя

карточка №11
Работа с
карточками
«Узнай,
расскажи,
построй»
Обучение сборки
«Гала-Куба»
Карточка №13
Обучение сборки
«Гала-Куба»
Карточка №13

3 неделя

Головоломка
«Гала –Куб»»
( сложность 3 звезды)

Соревнование
между
детьми, между
парами,
между
командами

4 неделя

Головоломка
«Гала –Куб»»

Свободная
самостоятельная
деятельность
детей с
головоломкой без
схем

Май 3 неделя
4 неделя

Мониторинг

Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания
Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания
Рассматриваем,
обсуждаем, дети
выполняют задания
- Составление
силуэтов предметов
и
объектов по схеме
«Кто быстрее»
- Используем
карточки
первого/второго
уровней сложности.
Поиск и составление
новых образов,
предметов

3. Организационный раздел
3.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии нормативно правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации»,
- Уставом организации,
- требованиями СанПиН
- образовательной программой МБДОУ
Образовательный период осуществляется с 01 сентября по 31 мая.
Программа рассчитана на две возрастные ступени:
старшая группа 5-6 лет ( 1 раз в неделю по 20 мин.)
подготовительная группа 6-7 лет ( 1 раз в неделю по 30 мин)
Учебный план

№

Вид головоломок

Количество занятий / минут
Старшая группа
Подготовительная группа

1

Плоскостные
головоломки

13 /260 мин

16/480 мин

2

Объёмные
головоломки

15/300 мин

12/360 мин

Итого

28 /560

28 /840 мин

3.2.Материально-техническая база
- Игровой набор «Мир головоломок», авторы И.И Казунина, Е.Ю. Соловей
- разные виды головоломок -групповые помещения, оборудованные учебными
столами и стульями.
3.3.Организация развивающей предметно-пространственной среды
При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с развитием
логического мышления у дошкольников, необходимо уделять внимание таким
компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый этот
компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и
способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта
возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми
и сверстниками. Влияние предметно-развивающей среды на развитие детей
достаточно велико. Для реализации задач развития детей средствами
занимательного материала, в группах был оформлен математический уголок
«Мир головоломок». Организация уголка осуществлялась с активным участием
детей, что создавало у них положительное отношение к материалу, интерес,
желание играть. В художественном оформлении уголка использовались
геометрические орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур,
герои детской литературы. Подбор игрового материала определялся
возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке
размещается разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый
из детей смог выбрать игру для себя. Предметная развивающая среда подобрана
с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и
оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в
ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии
с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в

проектировании и изменении среды.
3.4.Перечень литературных источников.
1. И.И. Казунина « Образовательный модуль «Мир головоломок» Смарттренинг для дошкольников» методические рекомендации. Москва 2021, ВОО
«Воспитатели России»
2. Кордемский, Б.А. Математические завлекалки [Текст] / Б.А. Кордемский. –
М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и образование»,
2005. – 512 с.
3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М. : Академия, 2002. – 384 с.
4. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] /
З.А. Михайлова. – М. : «Просвещение», 1990. – 96 с.
5. Немов, Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. / Р.С Немов. –
Москва. : Владос, 1995. – 496 с.
6. Поддъяков Н.Н. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста
[Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М. Просвещение, 1988 – 200 с.
7. Светлова И. Логика [Текст] / И. Светлова. – М. :Эксмо, 2004. – 64 с.
8. Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учеб.пособие для студ. пед. учеб.
заведений / Г.А. Урунтаева - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с.
(с.175 - 255)
9. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. / Г. А. Широкова. –
РостовнаДону:Феникс, 2004. – 384с. (с.42 - 56)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».